Введение
1. Особенности аудирования в процессе бучения иностранному языку
1.1 Аудирование и его связь с другими видами речевой деятельности
1.1.1 Трудности, возникающие при аудировании
1.1.2 Механизмы аудирования
1.2 Аудирование как цель и средство обучения языку
1.3 Основные виды упражнений для обучения аудированию
1.3.1 Упражнения, направленные на обучение аудированию как цели
1.3.2 Этапы работы с аудиотекстом
1.3.3 Упражнения, направленные на обучение аудированию как средству
2. Использование аудирования при обучении иностранному языку на среднем этапе
2.1 Необходимость введения аудирования в процесс обучения в рассматриваемой группе общеобразовательной школы
2.2 Исследование эффективности введения аудирования в англоязычной группе 6 «А» класса
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение 1
Приложение 2
Аудирование на среднем этапе обучения является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без овладения этим видом речевой деятельности невозможно речевое общение, поскольку это процесс двусторонний, а аудирование является одной из сторон говорения наряду со слушанием.
Актуальность данной работы обусловлена тем фактом, что аудирование играет очень важную роль на среднем этапе обучения языку, так как именно на этом этапе складываются основы речевых навыков и умений, что позволяет сделать использование аудирования наиболее эффективным как в качестве цели, так и средства в обучении иностранному языку. В связи с этим изучение эффективности использования аудирования на среднем этапе обучения является важной темой для исследования в рамках современного преподавания иностранному языку.
Цель работы – рассмотреть особенности аудирования и обосновать необходимость его применения на среднем этапе обучения иностранному языку.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности аудирования как цели и средства обучения;
- выявить упражнения, необходимые для тренировки аудирования;
- исследовать уровень владения аудированием у учащихся англоязычной группы 6 «А» класса;
- описать пути повышения уровня владения аудированием у рассматриваемой группы;
- рассчитать эффективность введения аудирования в процесс обучения в исследуемой группе.
Объект исследования – аудирование в образовательном процессе.
Предмет исследования – важность постоянного применения аудиоматериалов на среднем этапе обучения английскому языку.
1.1 Аудирование и его связь с другими видами речевой деятельности
Термин «аудирование» был введен в литературу американским психологом Р. Брауном, который понимал под аудированием понимание воспринимаемой на слух речи. В английском языке употребляется термин «Listening comprehension» («восприятие и понимание со слуха»), который, по мнению зарубежных методистов, наиболее точно передает сущность этого самостоятельного вида речевой деятельности . Этот термин был введен в отечественную методику не так давно.
И. А. Зимняя рассматривает аудирова¬ние как самостоятельный вид учебной деятельности, характеризующийся пред¬метным содержанием, структурной организацией, действием определенных механизмов.
Л. М. Спыну определяет аудирование как устное понимание прослушиваемого материала, одну из четырех важных компетенций, которой должен овладеть обучаемый в процессе изучения иностранного языка. Спыну утверждает, что необходимо научить студента пользоваться полученными ранее знаниями, размышлять и строить гипотезы, основываясь на прослушанном материале, как это он сделал бы на своем родном языке.
Аудирование служит мощным средством обучения иностранному языку. Оно дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Также, аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь.
Кроме того, овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом, воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, оказывающие в то же время и развивающие воздействие на ребенка, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти, и, прежде всего слуховой памяти, столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета.
Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечивая детям возможность понимать высказывания, как бы элементарны они ни были на языке другого народа. Таким образом, очевидно, что аудирование как вид речевой деятельности играет большую роль на начальном этапе в достижении практических, развивающих, образовательных и воспитательных целей и служит эффективным средством обучения английскому языку в школе.
Помимо реализации вышеупомянутых целей, аудирование тесно связано с другими видами речевой деятельности. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры. В то же самое время аудирование облегчает овладение говорением, чтением и письмом, что является одной из главных причин использования аудирования в качестве вспомогательного, а иногда и основного средства обучения данным видам речевой деятельности. Таким образом, аудирование играет важную роль в изучении английского языка учащимися начального этапа обучения.
1. Виноградова, Е.М. Роль аутентичных текстов в обучении аудированию. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.econf.rae.ru/pdf/2010/11/Vinogradova.pdf
2. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
3. Зимняя. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения / И. А. Зимняя – М.: Наука, 2003. – 370 с.
4. Елухина, Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться / Н.В. Елухина // Иностранные языки в школе, № 4. – 1996. – С. 25-29.
5. Ибакаева, Е. К. Аудирование как вид учебной деятельности. Инновационные технологии в педагогическом образовании / Е.К. Ибакаева // Педагогическое образование, № 2 – М., 2009. – С.78-83.
6. Комков, Я. Ф. Уровни абстракции активного (коммуникативного) метода / Я.Ф. Комков, В. Я. Круглова // Проблемы активного метода обучения иностранным языкам. – Минск, 2005. – С. 75-93.
7. Крысанова, Н. Ю. Факторы, обеспечивающие успешность обучения спешному аудированию. Педагогические науки / Н.Ю. Крысанова // Известия Юго-Западного государственного университета, №4 – 2011. – С. 150-154
8. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя и.я. / Минск, 1996. – 176 с.
9. Обдалова, О.А. Обучение аудированию как средство развития коммуникативного потенциала обучаемых / О.А. Обдалова / /Вестник Томского Государственного Университета, № 277. – Томск: ТГУ, 2003. – С. 224-226.
10. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е.Н. Соловова. – М.: Астрель, 2008. – 252 с.
11. Спыну, Л. М. Иностранный язык в формате общеевропейских компетенций: аудирование / Л.М. Спыну // Филологические науки. Вопросы теории и практики, №2. – Тамбов: Грамота, 2011. – С.136-138.
12. Стандарты второго поколения. Федеральный Государственный образовательный стандарт. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628
13. Планкова, В.А. практический аспект использования видеофилмов при обучении аудированию на старшей ступени обучения / А.А. Планкова // Нучно-Педагогический журнал MAGISTER DIXIT, №4. – Иркутск: Евразийский лингвистический институт, 2011. – С.188-199.
14. Языкова, Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в формировании навыков аудирования на английском языке у преподавателей вузов и специалистов производственной сферы/ Е.В. Языкова / / Вопросы теории и практики, №4. – Тамбов: Грамота, 2011 – С. 175-177.