Введение
1. Теоретический аспект исследования гендерных конфликтов
1.1. Гендерный аспект внутриорганизационных коммуникаций
1.2. Гендерный аспект конфликтов
2. Анализ гендерных конфликтов в организации
2.1. Виды и сферы проявления гендерных конфликтов
2.2. Возможности регулирования гендерных конфликтов в организации
Заключение
Список литературы
В последнее время в литературе все чаще указывается на тесную связь конфликтологии с гендером, гендерными исследованиями. Ученые-исследователи утверждают, что гендер, как направление научного познания, формирует основы нового мировоззрения и имеет непосредственное отношение к социальным наукам, в том числе и к конфликтологии. Гендерные исследования являются одними из самых показательных явлений культуры и этики взаимоотношений людей в обществе, начиная с к. XX в. Они предполагают как теоретическую разработку вопросов, связанных с проблемами личности, социальных групп, общества в целом, так и общественную практику, включающую политическое и социальное управление, институт семьи, сферу межличностных отношений, которые складываются в современном мире и порождают многочисленные конфликты интересов и действий.
Взаимоотношения полов, социальные роли мужчин и женщин в обществе, гендерные различия и социализация, складывающиеся новые внутрисемейные отношения, противоречия трансформационного периода и процессы глобализации – это далеко не полный перечень теоретических и практических проблем, стоящих перед человечеством многочисленными конфликтными ситуациями.
Конструктивистское понимание проблем пола предполагает изживание стереотипов иерархичности, дискриминации, асимметрии и обозначает принципиально новый, современный подход к интерпретации общественных и личных проблем. Сегодня отношение к проблемам пола оказывается во многом показателем общего культурного развития, включенности в цивилизованный мир, построенном на согласии, сотрудничестве и взаимопонимании между людьми.
Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые здесь гендерные нормы и стереотипы в какой-то степени определяют психологические качества, способности, виды деятельности, профессии людей, участие в принятии решений в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах.
В каждом обществе существуют свои сложившиеся стереотипы. Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно определенный образ. Особенностями социального стереотипа, как регулятора социальных отношений, является феномен поляризации качеств человека и жестокая фиксированность такой полярной дихотомии.
Цель данной работы – проанализировать гендерные конфликты в организации.
Объект исследования – гендерные конфликты.
Предмет исследования – гендерные конфликты в организации.
Задачи:
1. Рассмотреть гендерный аспект внутриорганизационных коммуникаций.
2. Изучить гендерный аспект конфликтов.
3. Проанализировать виды и сферы проявления гендерных конфликтов.
4. Рассмотреть возможности регулирования гендерных конфликтов в организации.
1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. – М.: МПСИ, 2008. – С. 432.
2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – С. 68.
3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Пер. А. Боричев, Л. Царук, Л. Ордановская. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – С. 143.
4. Грановская Р. Отношение к деловой женщине в обществе // Протокол и этикет. – №4 (13). – 2003. – С. 20-22.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. –С. 23-29.
6. Грошев И.В. Гендерные особенности конфликтности на предприятиях и в организациях // Социологические исследования. – 2007. – №7. – С. 54-71.
7. Дмитриева Л.М. Теоретический анализ психологических подходов к проблеме гендерных особенностей а межличностных конфликтах // Вестник Екатерибнургского университета. – 2011. – № 4(16). – С. 114-120.
8. Дойч М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы //Социально-политический журнал. – 1997. – С. 45.
9. Журавлева Г.Г. Гендерные различия в проявлении агрессивности у подростков и юношества. – Йошкар-Ола, 2004. – С. 230-235.
10. Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – С. 62.
11. Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления. – М., 2007. – С. 25.
12. Леви В.Л. Семейные войны. – М.: Метафора, 2006. – С. 224.
13. Левин К. Конструктивное представление ситуации // Психология социальных ситуаций / сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. – СПб.: Речь, 2001. – С. 117.
14. Локутов С.П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация. – М., 2005. – С. 54-59.
15. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / Пер. с немецкого Г.Ф.Швейника. – М.: Прогресс, 1994. – С. 46.
16. Менделл А. Игры, в которые играют мужчины – СПб.: Питер Паблишинг, 1997. – 352 с.
17. Морено Д. Психодрама. – М.: Эксмо-пресс, 2001. – С. 69.
18. Райгородский Д.Я. Психология и психотерапия семейных конфликтов. – М.: Академия, 2008. – С. 736.
19. Хрипков Г.А. Психологические аспекты подготовки студентов-менеджеров к эффективному разрешению конфликтных ситуаций на предприятии. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 2003. – С. 29.
20. Чирикова А.Е. Женщины и мужчины как топ-менеджеры российских компаний // Социс. – 2012. – № 1. – С. 52-56.
21. Чирикова А. Успешный менеджмент не имеет пола // Протокол и этикет. – 2003. – № 4 (13). – С. 17.
22. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь. – М.: Изд-во Феникс, 2007. – С. 243.
23. Шибутани Т.. Социальная психология. – М.: Проспект, 1999. – С. 125.
24. Jerusalem M., Schwarzer R. Selbstkonzept und Aengstlichkeit als Einflussgroessen fuer Stresserleben und Bewaeltigungstendenzen // Z. Entwicklungspsychologie und paedagog. Psychologiе. – 1989. – B. 21. – № 4. – Р. 307-324.