Введение
1. Теоретический аспект исследования воспитательного влияния средств массовой информации на младших школьников
1.1. Средства массовой информации и воспитание личности
1.2. Интернет и телевидение, как ведущие субъекты медиавоздействия на младших школьников
2. Эмпирическое исследование воспитательного воздействия средств массовой информации на младших школьников
2.1. Программа исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Библиография
Усвоение личностью образцов культуры во все времена и у всех народов происходило, прежде всего, с помощью особого социального института – семьи. Именно родители, а затем уже и другие социальные институты общества говорили, каким правилам следовать ребенку, подростку, юноше и девушке.
Времена менялись, и родители стали постепенно передоверять эти функции другим – воспитателям, школе, религиозным организациям. В эпоху «экранной культуры» значительное место в процессе социализации личности стали играть средства массовой информации, особенно – электронные. В последние десятилетия огромную роль в формировании личности стало играть телевидение. Роль средств массовой информации в воспитании личности огромна, но обычно недооценивается. Именно телевидение в 1980-е гг. ряд ученых Запада стали оценивать как «воспитателя, не имеющего себе равных».
Воздействие телевидения на личность многогранно и противоречиво, что особенно ярко проявляется во влиянии телевидения на детскую и подростковую аудиторию. Так, в советский период в исследованиях 1980-1985 гг. был отмечен сдвиг в сторону возрастания роли телевидения у старших школьников, за телепросмотром в структуре досуга следовали прогулки с друзьями, занятия спортом. В 1980-1990 гг. телевидение играло в жизни детей довольно значительную роль. Прежде всего, именно оно задавало те социально одобряемые образцы, которые были восприняты многими детьми и подростками. Однако в этот период телевидение было в отношении детей намного гуманнее, чем в конце 1990-х гг. и в начале нового века. В начале XXI века оно вносит в развитие детей значительный, но, к сожалению, далеко не лучший вклад.
Телевизионные передачи служат важным источником информации, расширяющим знания о мире. Образ мира в несколько последних десятилетий формировался в значительной степени именно телевидением.
Отечественное телевидение стало частью мирового телевизионного рынка, а зрители частью мировой телевизионной аудитории. Исследование подтвердило тот факт, что телевидение играет гипертрофированно важную роль и лидирует в ежедневном потреблении информации с большим отрывом от других СМИ.
Дело не только в том, что телевидение и Интернет предоставляет к ней бесплатный доступ по сравнению с дорожающей печатной продукцией, но и в другом. С точки зрения И.А. Полуэхтовой и других исследователей , оно создает свой собственный «иллюзорный мир», который дублирует слаборазвитые формы организации социальной жизни или компенсирует отсутствующие. Для многих взрослых граждан телевидение замещает многие несостоявшиеся формы гражданской активности, социальной солидарности, потребительского или досугового поведения – и замещает их чисто визуальными, виртуальными мирами чужой жизни. Разыгрывая различные ситуации и сюжетные коллизии, оно воспроизводит круг представлений и ценностей, значимых сегодня для всего сообщества, т. е. выступает в роли традиционных институтов социализации и социальной интеграции (семьи, церкви, образования, ритуалов, мифов), во многом выполняя их функции и обеспечивая социальное единство, общность и сопричастность.
По данным исследования, телевидение и Интернет являются не только главным источником оперативной повседневной информации о текущих событиях, но и, по сути, главным источником знаний о мире, представлений о жизни вообще, опережая в этом такие традиционные институты социализации, трансляции знаний и культурных ценностей, как семья и система образования.
Практически все эти негативные аспекты продукции современных средств массовой информации в той или иной мере оказывают негативное влияние на социализацию подрастающего поколения.
В последнее время проблема влияния средств массовой информации на социальное воспитание подрастающего поколения поднимается все чаще и чаще, предлагается множество способов ее решения, но единого пути так и не определено.
Общеизвестно, что средства массовой информации (СМИ) оказывают огромное влияние на процесс социализации детей во всех странах. Ведущая роль, конечно, принадлежит телевидению, показывающему различные стороны современной жизни общества. Но неясно одно: положительное или отрицательное влияние оказывает оно на юные умы? Пожалуй, нельзя исключать как первую точку зрения, так и вторую.
Цель данной работы – выявить влияние средств массовой информации на младших школьников.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – влияние СМИ на воспитание и развитие младших школьников.
Гипотеза: предполагаем, что современные средства массовой информации, в частности, телевидение и Интернет оказывают негативное влияние на младших школьников.
Задачи:
1. Изучить средства массовой информации и воспитание личности.
2. Проанализировать Интернет и телевидение, как ведущие субъекты медиавоздействия на младших школьников.
3. Разработать программу и провести исследование.
4. Проанализировать влияние средств массовой информации на младших школьников по итогам эмпирического исследования.
1. Теоретический аспект исследования воспитательного влияния средств массовой информации на младших школьников
1.1. Средства массовой информации и воспитание личности
Считается, что массовая коммуникация – это распространение с помощью специальной системы средств информационных сообщений, ориентированных на восприятие разными группами людей. К числу функций, которые телевидение выполняет в обществе, чаще всего относят функции: информирования, пропаганды, просвещения, воспитания, релаксации, а также функции интеграции (создания коллективного общественного мнения, координации подсистем общества для реализации общих целей и др.).
В социально-педагогическом плане исследователи выделяют как значимые следующие функции СМИ :
Информационно-познавательная. Печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях.
Нормативная. С помощью СМК пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система социальных ценностей, в связи с этим СМК выступают важным общественным регулятором жизнедеятельности людей.
Социально-проблемная. СМК приобщают каждого члена общества к важнейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается желание зрителей, читателей, слушателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные вопросы, которые волнуют миллионы людей.
Интегративная. СМК объединяют массы вокруг идей, способствуют формированию у людей общих взглядов, позиций, оценок тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе.
Развлекательно-компенсаторная. Отдых перед телеэкраном, в кино, с журналом в руках позволяет отдохнуть после трудового или учебного дня, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких ощущений, впечатлений. (Эта функция СМК особо значима для подросткового и юношеского возрастов, так как позволяет уменьшить свойственную им эмоциональную неудовлетворенность.)
Фоновая. Радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Единственный в семье ребенок, готовящий уроки в пустой квартире под звуки телевизора или магнитофона, – явление, давно уже ставшее привычным.
Исследователи также выделяют негативные функции СМК в обществе:
Это информационные перегрузки, т. е. большой объем информации, которая приводит к переутомлению и нервным расстройствам (так называемый «информационный невроз»).
Криминальные последствия. Это подражание героям, существующим в средствах массовой коммуникации, которое в силу специфики детской и молодежной аудитории, ее морально-нравственной сферы может иметь как положительные, так и негативные последствия.
Компенсаторный эффект возникает при острой эмоциональной недостаточности, которую испытывают дети в современной рационализированной жизни. Это побуждает их искать недостающие эмоции не в актуальной деятельности, а в красочном и ярком мире массовой коммуникации.
Наркотизирующий эффект появляется, когда досуг становится «пассивным» и «пустым» времяпровождением перед экраном и медиа забирают часть энергии, необходимой для участия в реальной жизни.
1. Федеральный закон от 21.12.2004 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 26.11.2004) // Российская газета. – № 4404. –04.07.2007
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, от 4.10.1950), с изменениями и дополнениями 25.03.1992, www.zakon.kuban.ru
3. Брик Л.В. Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование социальнопозитивных ориентаций молодежи. Режим доступа: http://vestnik.mstu.edu.ru/v11_1_n30/articles/28_brik.pdf
4. Залесский П. Телевизор – лучший друг // Известия. 2003. 2 июня. С. 14. Режим доступа: http://izvestia.ru/media/article34471
5. Кадырова Г.Р. Влияние СМИ на ценностные ориентации молодежи//Современные проблемы современного российского общества: региональный аспект. Материалы Всероссийской конференции «XVII Уральские социологические чтения». – Екатеринбург, УГТУ-УПИ, 2008. – С.134.
6. Морозов А. В., Радченко Л. Е. Влияние средств массовой информации на нравственное, психическое, физическое здоровье и воспитание несовершеннолетних. – М., 2009. – 175 с.
7. Морозов А.В., Радченко Л.Е. Роль телевидения в обеспечении социально-психологической безопасности несовершеннолетних // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2009. – №4. – С.48-54.
8. Российская молодежь идет в Интернет за новой жизнью. Режим доступа: http://novostivl.ru/msg/12094.htm
9. Тертычный Д. Голубой экран глазами ребенка. Режим доступа: http.izvestia.ru/media/article34473
10. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 418 c.
11. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 375 с.
12. Шариков Л.В. Социальная безответственность телевидения в России // Телефорум. – 2005. – № 1. – С 100-105.
13. Шариков Л.В. Что вызывает недовольство общества в деятельности телевидения? // Журналистика-2004. СМИ в многополярном мире: Сб. материалов научно-практической конференции. Ч. II. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. – С. 64-67
14. Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / отв. ред. Б.Ю. Сорочкин. – М.: Ком. Книга, 2007. – С.58-85.
15. Школьник Л. С. О педагогических функциях массовой коммуникации // Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи. – М.: Изд-во АПН СССР, 1989. – С. 4-7.