Введение
Глава 1 Современные научно-методические подходы к коррекции развития ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения
1.1. Развитие ориентировки в пространстве в онтогенезе
1.2. Состояние вопроса о нарушении развития ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения
1.3. Анализ существующих программ и методических рекомендаций развития ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения
1.3. Приемы работы по развитию ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения
Глава 2 Практическая работа применения индивидуально-дифференцированного подхода по коррекции развития ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2. Коррекционные возможности индивидуально-дифференцированного подхода по развитию ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения
2.3. Описание практической работы коррекции развития ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения с учетом индивидуально-дифференцированного подхода
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Актуальность исследования. Под ориентировкой, или, что то же, ориентацией, понимают уменье разобраться в обстановке, главным образом в обстановке окружающего пространства. Ориентироваться в окружающем пространстве это значит определить величину и форму этого пространства, величину и форму предметов, его наполняющих, пространственное их размещение и свое положение относительно каждого из них.
Цель исследования – изучение состояния ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения, разработка и описание организации занятий на основе индивидуально-дифференцированного подхода, направленных на оптимизацию процесса развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования – развитие ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования – индивидуально-дифференцированный подход как эффективное средство развития ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: развитие ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения наиболее эффективно происходит при индивидуально-дифференцированном подходе.
Задачи:
1. Рассмотреть причины нарушения развития ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
2. Изучить структуру и содержание индивидуальных занятий по развитию ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения
3. Определить особенности индивидуально-дифференцированного подхода в развитии ориентировки в пространстве.
4. Разработать и апробировать систему работы по развитию ориентировки в пространстве детей дошкольного возраста с нарушениями зрения на основе индивидуально-дифференцированного подхода.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогическое исследование (констатирующий и формирующий этапы); количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая база. В основу работу легли исследования следующих авторов: А. Багдонас, И.Л. Башкировой, И.К. Боровской, Л.П. Григорьевой, В.З. Денискиной, Л.А. Дружининой, О.В. Елецкой, В.А. Кручинина, А.Г. Литвак, Т. Мусейибовой, Т.И. Нагаевой, Г.В. Никулиной, Л.И. Плаксиной, Н.Г. Соколовой и др.
Теоретическая значимость работы: обобщены результаты исследования состояния ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения в трудах отечественных и зарубежных дефектологов и других специалистов, работающих с данной категорией детей.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы практическими работниками дошкольных образовательных учреждений (в том числе и специальных) в рамках работы по развитию пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения.
1. Ананьев Б.Г. Пространственное различение / Б.Г.Ананьев – Л.: Изд-во ЛГУ, 1955. – 188 с.
2. Ананьев Б.Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга. // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Известия АПН РСФСР, 1961. – 200 с.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2007. – 256 с.
5. Багдонас А. Сенсорика при нарушении зрения / А. Багдонас. – Вильнюс, 2001. – 124с.
6. Башкирова И.Л. Взаимодействие педагога и семьи ребенка с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие / И.Л. Башкирова. – Минск: БГПУ, 2009. – 76 с.
7. Брэгг У. Мир света. Мир звука / У.Брэгг. – М.: Наука, 2007. – 335 с.
8. Боровская И.К. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития / И.К. Боровская, И.В. Ковалец. – М.: ВАЛДОС, 2006. – 70 с.
9. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л.П. Григорьева, М.Э. Вернадская, И.В. Блинников, О.Г. Солнцева. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 96с.
10. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения / В.З. Денискина. – Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. – 62 с.
11. Денискина В.З. Индивидуально-дифференцированный подход к детям с нарушением зрения: о чем необходимо помнить родителям и педагогам / В.З. Денискина [Электронный ресурс] Режим доступа: http://fate-yahoo.narod.ru/articles/majchuk1.html
12. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: Методические рекомендации / Л.А. Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 206 с.
13. Дружинина Л.А. Индивидуальный и дифференцированный подходы при организации коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Л.А. Дружинина. – М., 2000. – 160 с.
14. Елецкая О.В. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у дошкольников на логопедических занятиях / О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=27
15. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 116 с.
16. Касаткин Л.Ф. Исследование возрастных изменений ориентировки в пространстве у слепых школьников / Л.Ф. Касаткин. – В кн.: Мышечная деятельность в норме и патологии. Проблемный сборник. – Горький: Педагогический ин-т, 1975. – С.11-13.
17. Касаткин Л.Ф. Развитие функций равновесия у детей с глубоким нарушением зрения /Л.Ф. Касаткин. – В кн.: Мышечная деятельность в норме и патологии. Проблемный сборник. – Горький: Педагогический ин-т, 1975. – С.13-14.
18. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 1997. – 286с.
19. Кручинин В.А. Возрастные изменения пространственной ориентировки при ходьбе / В.А. Кручинин. – В кн.: Физическое воспитание детей в спец. школах (межвузовский сборник научи, трудов). – Горький, 1985. – С.3-12.
20. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения/В.А.Кручинин. – СПб.: Речь, 1991
21. Кульбуш Е.А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников / Е.А. Кульбуш. – Л.: ЛГПИ, 1988. – 60с.
22. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. – 271с.
23. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
24. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник / Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
25. Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста / Т. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 1970. – №3. – С. 36-41.
26. Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т.И. Нагаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 92 с.
27. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: Учебное пособие / М.Н. Наумов. – М.: ВОС, 1982. – 125 с.
28. Никулина Г.В. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения / Г.В. Никулина // Дефектология. – 1996. – № 3. – С.18-21.
29. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие / Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999. – 242 с.
30. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования / Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1991. – 96 с.
31. Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 176 с.
Всего 46 источников литературы