Введение
1. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам
2.Формирование навыков и умений в обучении иностранным языкам
2.1 Речевые навыки
2.2 Речевые умения
2.3 Упражнения для формирования речевых навыков
2.4 Упражнения для формирования речевых умений.
Заключение
Список использованных источников
Языковые умения в совокупности с навыками составляют основу коммуникативной компетенции, которую учащиеся должны приобрести при обучении иностранному языку. По этой причине на среднем этапе обучения формированию умений должно уделяться достаточно внимания.
Актуальность данной темы обусловлена потребностью общества в сформированной коммуникативно компетентной личности, подготовленной для дальнейшего функционирования в социальной системе. Успех иноязычной коммуникации напрямую зависит от уровня развития навыков и умений, в связи с этим очень важно развивать и совершенствовать умения у учащихся.
Цель работы – рассмотреть особенности формирования языковых умений у учащихся средних классов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности коммуникативной компетенции;
2. Изучить понятия «навык» и «умение»;
3. Исследовать взаимосвязь между формированием навыков и умений;
4. Выявить упражнения, необходимые для формирования умений у учащихся в средних классах.
Объект исследования – формирование коммуникативной компетенции у изучающих иностранный язык.
Предмет исследования – формирование языковых умений у учащихся средних классов.
Теоретическую базу работы составили труды Е.И. Пассова, Г.В. Роговой и И.Н. Верещагиной, Е.А. Малехиной, Г.А. Калининой, О.А. Каплун и другие работы.
1. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам
К настоящему времени в российской системе языкового образо¬вания произошли значительные позитивные изменения: центральными проблемами перестройки преподавания иностранного языка в средней школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им. С одной стороны, цель детерминируется объективными нуждами общества, выражая его социальный заказ, с другой, она сама детерминирует всю систему обучения, определяя и содержание этой системы, и ее организацию. Усиление коммуникативной стороны этой направленности отражается в трансформации целей обучения иностранного языка и содержания обучения [9, с. 26].
В современной системе образования обучение иностранному языку соответствует новым европейским реалиям, что предполагает межкультурное обучение, основной целью которого является формирование у обучающегося иноязычной коммуникативной компетенции. При этом языковая компетенция и ее составляющая часть – грамматические навыки и умения, занимают ведущее место в процессе достижения этой цели [7, с. 60].
Уже в начальной школе создаются условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения [7, с. 60].
Таким образом, набирает силу тенденция переоценки образовательного результата с понятий «знания, умения, навыки» на понятия «компетенция – компетентность» обучающихся. Под компетенцией понимают сформированность у учащихся комплекса взаимосвязанных качеств личности, владение знаниями, навыками и умениями, а также способами деятельности, необходимыми для качественной продуктивной деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов [3, с. 334].
В связи с направленностью современного образования на формирование компетенций, приоритетным в обучении становится компетентностный подход. Такой подход соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и непосредственно связан с переходом на систему компетентностей в описании содержания образования и разработке систем контроля его качества. Современный специалист должен быть не просто квалифицированным специалистом, необходимо, чтобы специалист был компетентным. Причем языковая подготовка рассматривается как одна из важных составляющих профессиональной компетенции. Таким образом, основная цель изучения иностранного языка – формирование коммуникативной компетенции, под которой понимают способность осуществлять общение посредством языка, т. е. передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения. Сущность коммуникативной компетенции заключается в способности организовать речевую деятельность в зависимости от задач и конкретной коммуникативной ситуации на основе приобретенных знаний, умений и навыков [2, с. 270].
При изучении иностранных языков на средней ступени, в центре внимания находится последовательное и систематическое развитие у обучающихся всех составляющих коммуникативной компетенции в процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования и письма [2,с. 270].
Под коммуникацией понимают идентификацию коммуникативной ситуации и выбор средств ее адекватного разрешения, а под коммуникативной компетенцией способность оценить коммуникативную ситуацию и найти ей соответствующее разрешение, как на неречевом, так и на речевом уровне.
1. Ермакова Е.А. Ключевые компетенции функционально-грамотной языковой личности / Е.А. Ермакова // Трибуна молодого ученого: Современная высшая школа. – 2010. – №4. – С. 24-27.
2. Калинина Г.А. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку / Г.А. Калинина. – Марийский Государственный Университет, 2010. – С. 2696-275.
3. Каплун О.А. Грамматическая компетенция как составляющая коммуникативной компетенции / О.А. Каплун // Педагогика и психология. – 2010. – С. 331-338.
4. Малехина Е.А. Проблема целеполагания в обучении иностранным языкам для профессиональных целей / Е.А. Малехина / Педагогика: НГТУ. – 2010. – С. 28-35.
5. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. – М.: Рус. яз., 1989. – 276 с.
6. Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – Л.: Просвещение. – 2008. – 224 с.
7. Тарасова Л. В. Проблема формирования готовности к иноязычному межкультурному общению учащихся начальных классов школ с углубленным изучением иностранного языка / Л.В. Тарасова // Педагогическое образование в России. – 2010. – №3. – С. 58-63.
8. Уракова Ф.К. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативно-речевых умений учащихся национальной школы / Ф.К. Уракова // Известия ВГПУ. – 2008. – С. 44-47.
9. Хасанова О.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в обучении грамматике английского языка на старшем этапе. / О.В. Хасанова, Ф.Х. Кайбушева // Российская Академия Естествознания Научный журнал «Современные наукоемкие технологии». – 2007. – №7. – С. 25-28.
10. Щеглова Н.В. Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам / Н.В. Щеглова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2011. – № 4. – С. 105-107.