Введение
Глава 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста
1.1. Язык, речь и речевая деятельность как предмет психолого-педагогического исследования
1.2. Развитие звукопроизношения в онтогенезе
1.3. Особенности развития звукопроизношения у детей с дизартрией
Глава 2 Научно-методические основы исследования и развития звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией
2.1. Анализ диагностических методик исследования звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией
2.2. Анализ методических рекомендаций, приемов, по развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией
Глава 3 Организация экспериментальной работы по исследованию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией
3.1. Организация диагностического исследования звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией
3.2. Анализ результатов диагностического исследования
Заключение
Список литературы
Цель исследования – на основе анализа изучить особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией.
Объект исследования – звукопроизношение у дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования – особенности логопедической работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Изучить язык, речь и речевая деятельность как предмет психолого-педагогического исследования.
2. Проанализировать развитие звукопроизношения в онтогенезе и особенности у детей с дизартрией.
3. Изучить методические подходы по развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией.
4. Провести исследование, направленное на выявления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
− теоретические методы: изучение литературы по теме исследования;
− эмпирические методы: констатирующий эксперимент.
Методологической основой исследования являются:
− положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
− концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Теоретическая значимость. Теоретически обоснованы приемы и методические рекомендации по развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Практическая значимость состоит в том, что предлагаемая система методических приёмов может быть рекомендована к применению в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с детьми, имеющими дизартрию. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке специалистов в вузах в ходе лекционных, семинарских и лабораторных занятий, на курсах повышения квалификации учителей-логопедов, а также при консультировании детей с речевыми нарушениями.
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 320 с.
2. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н.Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 89, [3] с.
3. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с
4. Горшенева, С.В. Проблемы диагностики дизартрических расстройств в детском возрасте / С. В. Горшенева, О. Ю. Федосова // Логопед в дет. саду. – 2009. – №8. – С.34-42
5. Гуровец, Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. – М.: МГПИ им. Ленина, 1981
6. Жукова, Н.С. Формирование устной речи: Учеб.-метод.пособие / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит, журн., 1994. – 96 с
7. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств / И.Б. Карелина // Дефектология. – 2000 – №1. – С.24-26.
8. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392 с.
9. Лопатина, Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Л.В. Лопатина // Дефектология. – 2003. – №5. – С.45-51
10. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
11. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2002. – 352 с.
12. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – М.: Академия, 2000. – 248 с.
13. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М.: Просвещение, 1985. – 170 с.
14. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 т / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – Т.1. – 576 с.
15. Панченко, И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи / И.И.Панченко // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. – М.: Просвещение, 1973
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2003. – 700 с.
17. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М.: МГОПИ, 1993. – 72 с.