Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы расторможения речи у пациентов с афазией
1.1. Афазия как следствие, вызванное локальными поражениями головного мозга
1.2. Классификация афазий
1.3. Приемы и методики восстановительного обучения
Выводы по главе
Глава II. Восстановление речевых нарушений путем раннего расторможения у пациентов с афазией в условиях реанимации
2.1. Организация и задачи проведения исследования речи у пациентов с афазией в условиях реанимации
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Восстановительное обучение пациентов с афазией (применение разработанной методики на пациентах)
2.4. Динамика речевых функций у пациентов с афазией
Выводы по главе
Заключение
Список литературы
В настоящее время катастрофически растет число больных с инсультом. Среди заболевших постоянно увеличивается число людей молодого и юного возраста. Наиболее частым последствием инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний центральной нервной системы являются нарушения высших психических функций, в том числе нарушения речи. Через некоторое время после начала заболевания или черепно-мозговой травмы больной начинает оценивать свое состояние: невозможность речевого общения, самообслуживания и самостоятельного передвижения или значительное ограничение этих функций; потерю трудоспособности и социального статуса. Все это приводит к тяжелым депрессиям и ряду других психических расстройств.
Нарушения высших психических и двигательных функций являются основной причиной полной или частичной потери трудоспособности, причем важнейшим фактором считаются именно нарушения речи, проявляющиеся в форме афазий и дизартрии.
Учитывая эти факторы, огромное значение приобретает комплексная реабилитация таких пациентов, чрезвычайно важное место, в которой отводится восстановительному обучению. Главной целью логопедического восстановительного обучения является восстановление речевой функции.
Недостаточная разработанность данной проблемы обусловила выбор темы исследования.
Цель работы – на основе анализа нейролингвистической, нейропсихологической и логопедической литературы разработать и апробировать методику раннего расторможения у пациентов с афазией в условиях реанимации.
Объект исследования – речевые нарушения при афазии.
Предмет исследования – восстановление речевых нарушений путем раннего расторможения у пациентов с афазией.
Задачи:
1. Рассмотреть афазию, как следствие, вызванное локальными поражениями головного мозга.
2. Изучить классификацию афазий и особенности проявления при различных формах.
3. Рассмотреть приемы и методики восстановительного обучения.
4. Провести исследование речевых нарушений у пациентов с афазией.
5. Разработать, апробировать и выявить эффективность методики раннего расторможения у пациентов с афазией в условиях реанимации.
1. Амосова Н.Н., Каплина Н.И. Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта. – М.: Астрель, 2007. – 144 с.
2. Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии / М.К. Бурлакова. – М.: Просвещение, 1991. – 189 с.
3. Визель Т.Г. Как вернуть речь. Инсульт и нарушения речи. Афазия и ее формы. Дизартрия и ее формы. Восстановление речевой функции. Уход за больными. – М.: В. Секачев, 2005. – 222 с.
4. Зайцев И.С. Афазия: Учебно-методическое пособие. – Минск БГПУ им. Максима Танка, 2006. – 72 с.
5. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во МГУ, 1962. – 431 с.
6. Лурия А.Р. Проблема локализации функций в коре головного мозга // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С.208-214.
7. Оппель В.В. Восстановление речи при афазии. – Л.: Медгиз, 1963. – 108 с.
8. Цветкова Л.С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 640 с.
9. Цветкова Л.С. К вопросу о природе афазии и учении о факторе / Л.С. Цветкова // Вопросы психологии. – 2002. – № 4. – С.120-131
10. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
11. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: Ассоциация дефектологов, В. Секачев, 2000. – 96 с.
12. Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Стратегия и тактика восстановления речи. – М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, В. Секачёв, 2001. – 426 с.