Введение
Глава I Теоретические основы обследования звукопроизносительной стороны речи
1.1. Направления в диагностике
1.2. Принципы логопедического обследования
Глава II Логопедическая работа по обследованию речи детей с дислалией и дизартрией (стертая форма)
2.1. Методы и приемы обследования
2.2. Результаты диагностической работы
Заключение
Список литературы
Приложение
Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляют функциональная дислалия и легкая форма дизартрии.
Анализ случаев детей с дислалией и легкой дизартрией показал, что для понимания данных речевых расстройств недостаточно изучение особенностей собственно речевого нарушения. Патология речи (нарушение звукопроизношения) ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей его личности, в ряде случаев является причиной отрыва от коллектива. Стесняясь своего речевого дефекта, ребенок становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. Дефекты речи в большинстве случаев являются причиной неуспеваемости его в школе.
Кроме того, наблюдаются и такие явления, когда ослабление только отдельных компонентов психики – внимания и памяти ребенка – отрицательно отражались на его успехах по устранению речевого дефекта. Особое влияние на речевую, следовательно, и психические функции, оказывает наличие органической неврологической симптоматики. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что наиболее плодотворным является такой подход к ребенку, при котором внимание исследователя сосредотачивается не только на изолированных симптомах (речи), но и на расстройстве целостной сложной системы всего организма [11].
Дислалия – нарушения в произношении звуков, которые не связаны с органическим поражением центральных отделов речевых анализаторов. Механическая дислалия (строение челюстей и зубов, мягкого неба, губ). Моторная дислалия – неловкость движений губ и языка. Сенсорная дислалия – в основе ее лежат нарушения слуха.
Стертая дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.
Цель данной работы – логопедическая работа по обследованию звукопроизносительной стороны речи у детей с дислалией и стертой формой дизартрии.
Объект исследования – дислалия и дизартрия как речевые нарушения.
Предмет исследования – обследование звукопроизносительной стороны речи при дислалии и стертой дизартрии.
Задачи:
1. Рассмотреть направления в диагностике.
2. Выявить принципы логопедического обследования.
3. Подобрать методы для диагностики.
4. Выявить результаты обследования.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической, логопедической, методической литературы по проблемам дислалии, дизартрии и нарушений звукопроизношения; синтез; обобщение.
2. Эмпирические методы: наблюдение; тестирование; обработка результатов.
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
1.1. Направления в диагностике
Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики, задача которой выявить характер патологии, ее структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования.
Значительный рост потребности в логопедах порождает привлечение большого количества неспециалистов в эту сферу коррекционной педагогики, которые, в основном, ориентированы на выявление недостаточности звуковой стороны речи и ее коррекцию. Как справедливо замечает Г.В. Чиркина «нередко сведения, полученные по трафаретным схемам обследования звуков, логопед не сопоставляет с данными глубокого изучения других сторон речи ребенка, его истории развития, особенностями речевой среды, не выстраивает в определенную иерархическую систему первичные и вторичные нарушения речевой деятельности. Не зная, какую роль играют дефекты звуков в аномальном речевом развитии ребенка, логопед ошибочно ограничивает сферу коррекционного воздействия постановкой артикуляции звуков и их первичной автоматизацией» [12].
Обследование звуковой стороны речи ребенка является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности. Несмотря на то, что именно обследование звукопроизношения давно описано в логопедической литературе, оно до сих пор не всегда проводится в логопедических учреждениях на должном уровне. Главный недостаток, имеющий принципиальный методологический характер, – это разрыв в изучении фонетической и смысловой сторон речи.
Овладение звуковым строем родного языка происходит в двух взаимосвязанных направлениях. Ребенок усваивает артикуляцию (т.е. движения и позиции речевых органов, нужные для произнесения звуков) и одновременно с этим – систему дифференциальных признаков, необходимых для их различения. Восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта и в дошкольном возрасте обычно приобретает законченный характер.
Таким образом, формирование звуковой стороны речи зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.
По данным различных авторов, выделяется от трех до десяти этапов логопедического обследования. О.Е. Грибова предлагает выделить пять этапов:
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 343 с.
3. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.
4. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 232 с.
7. Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации. – Мн.: НМЦентр, 1994. – 20 с.
8. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. – М.: Школьная пресса, 2007. – 48 с.
9. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена. // Дефектология. – 1986. – №2
10. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 3. – М.: Просвещение, 1967
11. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальгых педагогических учебных заведений: В 2 тт. – Т.1. – М.: ВЛАДОС, 2007. – С.54-59
12. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2003. – 240 с.
13. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. пособие. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 210 с.
14. Микляева Н.В.. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Микляева // Дефектология. – № 2. – 2001. – С. 29-33.
15. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности как направление совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / Н.В. Микляева // Логопед. – № 3. – 2008. – С. 35-37.
16. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. – М.: Просвещение, 1973
17. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 320 с.
18. Токарева О.А. Дизартрии. – В кн.: Расстройства речи у детей и подростков. / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969
19. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959