Курсовая работа|Психология

Курсовая Личностные особенности, успеваемость и неуспеваемость школьника 1-4 класс

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2014 | Страниц: 43

Введение

1 Теоретические аспекты психологических причин неуспеваемости младших школьников

1.1 Исследование проблем неуспеваемости младших школьников в зарубежной и отечественной психологии

1.2 Причины школьной успеваемости или неуспеваемости

1.3 Психологические причины неуспеваемости младших школьников

1.4 Классификация групп неуспевающих детей

1.5 Рекомендации по коррекции неуспеваемости младших школьников

2 Опытно-экспериментальное исследование психологических причин неуспеваемости младших школьников

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Результаты исследования и их интерпретация

Заключение

Список литературы

Приложение

Актуальность исследования. Одна из самых актуальных проблем современной школы – проблема неуспеваемости младших школьников. Различные теоретические разработки в этой области отражают отсутствие единого взгляда на данную проблему. Исследования в области этого вопроса должны продолжаться, имея при этом теоретическое и практическое значение. Успех или его отсутствие в обучении младших школьников имеет огромное значение по отношению к личности ребенка.

Особенности протекания процесса обучения, степень успеваемости школьника оказывают влияние на внутреннее состояние ученика и его внешнее поведение. Такие характеристики личности как самооценка, учебная мотивация, показатели тревожности, несомненно, связаны с уровнем успеваемости младших школьников. В своей работе интересует ситуация успеваемость и не успеваемость в обучении младших школьников и влияние этой ситуации на состояние личности ребенка. Известно, что в большей степени в психологической помощи нуждаются именно неуспевающие школьники. Неуспеваемость ребенка рассматривалась многими педагогами и психологами как результат сложного взаимодействия определенных сторон его личности и тех или иных особенностей познавательных процессов. В психолого-педагогической практике известно понятие обучаемости, под которым понимается восприимчивость к усвоению знаний. В своей работе мы рассмотрим последствия неуспеваемости в обучении младших школьников относительно их личностных характеристик, состояния личности в целом.

В связи с этим проблема исследования – выявление психологических последствий и личностных особенностей, успеваемости и не успеваемости младшего школьника. Теоретической основой исследования стали труды: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной, А.К. Марковой, Л.Ф. Обуховой, Ю.З. Гильбуха, А.Ф. Ануфриева и др.

Цель исследования: исследовать личностные особенности, успеваемость и не успеваемость школьника (1-4 класс).

Гипотеза исследования: У младших школьников, испытывающих трудности в обучении, снижена самооценка, отсутствует интерес к учебе, повышена тревожность, у успевающих же школьников наблюдается противоположная картина.

Объект исследования: личностные особенности, успеваемость и не успеваемость младших школьников.

Предмет исследования: особенности самооценки, тревожности и учебной мотивации успевающих и неуспевающих младших школьников.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы причин и последствий школьной успеваемости и неуспеваемости в начальной школе.

2. Подобрать методы диагностики самооценки, тревожности, и мотивации к учению. Провести обследование в группах детей, успешных и неуспешных в обучении.

3. Сравнить полученные результаты, сделать выводы о последствиях неуспеваемости в обучении.

4. Дать рекомендации по коррекции возникающего в результате школьной неуспеваемости состояния.

Методы исследования: теоретический анализ, анкетирование, рисуночный тест «Несуществующее животное», диагностика самооценки, количественный и качественный анализ данных.

Исследование имеет практическое значение, так как предложенный диагностический комплекс и сама стратегия работы с неуспевающими и успевающими младшими школьниками может быть использована в работе школьного психолога. Имеют практическое значение и рекомендации, сформулированные в заключении.

1 Теоретические аспекты психологических причин неуспеваемости младших школьников

1.1 Исследование проблем неуспеваемости младших школьников в зарубежной и отечественной психологии

Практической деятельностью образовательных учреждений уже доказано, что каждый школьник, не имеющий каких-либо органических дефектов может усвоить знания в объеме школьной программы, однако не во всех случаях удается достигнуть необходимого уровня усвоения и отдельные учащиеся с трудом усваивают учебный материал [4, с. 24].

Специалисты различных отраслей педагогической науки уделяли преимущественное внимание данной проблеме. Так, дидакты основным объектом изучения сделали педагогические условия, особенности учебно-воспитательного процесса, которые способствуют преодолению неуспеваемости. Психологи же направляют внимание на изучение особенностей личности неуспевающих школьников, проявляющихся в процессе обучения, на выявление своеобразия самого процесса их учебной деятельности. Психологические исследования дают ответ на вопрос о типичных сочетаниях особенностей младших школьников, определяют характер их неуспеваемости.

Дидактическая основа для таких исследований содержится в исследованиях А.М. Гельмонта. В его работах дана характеристка дифференцированного анализа неуспеваемости школьников и ее причин. Один из критериев, который заложен А.М. Гельмонтом в основу дифференциации неуспеваемости носит психологический характер – это степень легкости или трудности преодолимости отрицательного явления. Основное значение приобретают причины, зависящие от учащегося [10, с. 107]:

- не достаточная подготовленность и значительные пробелы в знаниях;

- отрицательное отношение к обучению;

- отсутствие привычки организованного труда, недостаточный уровень общего развития.

А.М. Гельмонт описывает процессы тесного переплетения причин, зависящих от учителя и ученика, насколько эффективен тот педагогический подход, который опирается на знание индивидуальных особенностей учеников и как отсутствие данного подхода приводит к формированию в ходе учения новых отрицательных качеств еще больше затрудняющих процесс учения. Хроническая неуспеваемость вызывает у школьника моральную и психическую травму, порождает неверие в свои силы [10, с. 108].

В.И. Самохвалова выделяет три показателя, на основе которых могут быть рассмотрены различия в поведении детей и особенности их личности [23, с. 387]:

1) отношение к обучению;

2) организация обучения;

3) усвоение знаний и навыков в процессе обучения.

Эти показатели могут по-разному проявиться у детей с одинаковой успеваемостью, так как нет однозначных связей между степенью успешности в обучении и отношение к обучению. Характеризуя группы детей с одинаковой успеваемостью можно выделить какую-либо одну группу черт, которая определяет все остальное.

Свои исследования А.А. Бударный использует для обоснования необходимости введения на уроке дифференцированных форм обучения. Изучая исследования психологов, он наблюдал, как учащиеся одного класса воспринимают и усваивают материал урока. Деля учащихся на группы А.А. Бударный опирается на такие психологические особенности [6, с. 18]:

- обучаемость, проявляющаяся в различной степени легкости и быстроты усвоения знаний;

- работоспособность.

Исследователь М.Н. Волокитина в своих работах делает упор на отношение учащихся к учебе. Она утверждает, что учащиеся с серьеезно развитым чувством ученического долга, компенсируют прилежанием трудности в обучении. Ученики, которые формально относятся к учебным занятиям, убеждены в непосильности разрешения имеющихся у них проблем [7, с. 120].

1. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии // Под ред. Иващенко Ф.И. – Минск: Высшая школа, 1980. – 128 с.

2. Актуальные психологические проблемы обучения и воспитания в школе // Сборник научных трудов под ред. Глоточкина А.Д. – Тверь: из-во ТГУ, 1994. – 154 с.

3. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 512 с.

4. Бардин К.В. Если ваш ребенок не хочет учиться / К.В. Бардин. – М.: Знание, 1980. – С. 24–25.

5. Божович Л.И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников /Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. – М.: Известия АПН РСФСР, 2001. – №36. – С. 23.

6. Бударный А.А. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. – 1972. – №1. – С. 18.

7. Волокитина М.Н. Неуспеваемость школьников. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2011. – 534 с.

8. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. – М.: Издательство «ВЛАДОС – ПРЕСС», 2010. – 534 с.

9. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. Статей. / Под Ред. Ю.К. Бабанского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1972. – 523 с.

10. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А.М. Гельмонт. – М.: Просвещение, 2004. – 326 с.

11. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 1999. – 165 с.

12. Ищеева-Филатова М.М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся / М.М. Ищеева-Филатова. – Нальчик: Эльбрус, 1987. – 432 с.

13. Калмыкова Э.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога / Э.И. Калмыкова. – М.: Знание, 1982. – 338 с.

14. Лейтис Н.С. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.

15. Лешли К, Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. –СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 200 с.

16. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М.: Перизд. «Трио», 1998. – 216 с.

17. Маркова А.К. Доступность учебного материала как один из факторов снижения перегрузки школьников/А. К Маркова // Вопросы Психологии. – 1982. – №1. – С. 78.

18. Маркова А.К. Виды отношений школьников к учению /А. К Маркова // Советская Педагогика. – 1984. – № 11. – С. 12-13.

19. Маттес Г. О роли психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников / Г. Маттес // Вопросы Психологии. – 1984. – №4. – С. 152-154.

Всего 29 источников литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Психология
2014 год 43 стр.
Курсовая Исследование качества жизни младших школьников
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское