Введение
1. Теоретический аспект преподавания традиционной русской народной куклы в свете художественного образования младших школьников
1.1. Художественно-эстетическое образование и воспитание младших школьников средствами народной куклы
1.2. Специфика преподавания традиционной русской народной куклы
2. Разработка программы преподавания традиционной русской народной куклы для младших школьников
2.1. Обоснование программы занятий по народной кукле
2.2. Перспективное планирование преподавания народной куклы
Заключение
Список литературы
Приложение
В условиях преобладающего сегодня отношения к художественной культуре соответствующий цикл школьных дисциплин неизбежно оказывается на третьем плане: и по статусу учителей, и по отводимому на него времени, и с точки зрения заботы о его оснащенности, о действительном, а не номинальном присутствии в конкретной школе, и по отношению к нему всех участников и руководителей образовательного процесса.
Общеизвестно, что школьное образование строится почти исключительно на освоении отвлеченных понятий, схем, условных знаков, числовых отношений и т.д. И, вопреки возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, игнорирует и обесценивает как нечто «несущественное» непосредственный чувственный опыт ребенка.
Такое однобокое развитие крайне обедняет сенсорную сферу ребенка, его непосредственную связь с окружающим миром, чуткость и восприимчивость по отношению к нему и вызывает обоснованное беспокойство вдумчивых педагогов и медицинских работников. Эта проблема, которую принято описывать в терминах межполушарнойасимметрии (недоразвитие функций правого полушария головного мозга и «переразвитие» левого), многократно обостряется в эпоху раннего увлечения виртуальной чувственностью компьютера, вытесняющего реальный чувственный опыт уже не только из школьного обучения, но из повседневной жизни детей. Занятия искусством, художественным творчеством основываются на всестороннем чувственном опыте ребенка, на его интересе к предмету непосредственного восприятия. И это свойство ребенка выступает не просто как возрастная особенность и тем более не как помеха на пути становления отвлеченного мышления, а как незаменимая ценность, подлежащая дальнейшему развитию и совершенствованию в процессе художественного творчества. Таким образом, именно богатый художественный опыт, выступая в качестве противовеса «левополушарному» образованию, может сохранить целостность психического развития ребенка.
Рационализированное общее образование игнорирует сферу чувств растущего человека, пускает на самотек его эмоционально-нравственное развитие. Это чревато «эмоциональной тупостью», отсутствием чуткости по отношению к другому человеку и к природе, диктатурой узко понятого интеллекта, не различающего добро и зло. Последствия такого превращения человека в «компетентного робота» достаточно очевидны. В светском общем образовании только гуманитарно-художественный цикл может постоянно держать в центре внимания человеческую душу, обогащать эмоциональную жизнь ребенка, пробуждать душевную отзывчивость, развивать нравственную и ценностную, а не только интеллектуальную сферу. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личностного развития ребенка.
Исследования показывают, что занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность детей и юношей; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам (а не «отвлекают» от них); повышают общую креативность человека; развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Поэтому не должны удивлять данные зарубежных исследований о том, что расходы на культуру являются условием экономического роста. Это можно в полной мере отнести и к художественному образованию.
Школьники, без предварительного отбора поступающие в «эстетические» классы, начинают заметно опережать своих ровесников из «общеобразовательных» классов и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном и нравственном развитии.
В многочисленных трудах ученых, посвященных исследованию народной художественной культуры как целостного явления, определены педагогические основы традиционной культуры и ее роль в просвещении народа на различных исторических этапах; с точки зрения системного подхода сформулирована оценка этнической культуры как универсального, многоаспектного человеческого знания и опыта, имеющего огромную ценность во все времена.
Цель данной работы – изучить методику преподавания традиционной русской народной куклы в свете художественного образования младших школьников.
Объект исследования – традиционная русская народная кукла.
Предмет исследования – методика преподавания традиционной русской народной куклы в свете художественного образования младших школьников.
Задачи:
- рассмотреть художественно-эстетическое образование и воспитание младших школьников средствами народной куклы;
- изучить специфику преподавания традиционной русской народной куклы;
- разработать программу преподавания традиционной русской народной куклы для младших школьников.
1. Теоретический аспект преподавания традиционной русской народной куклы в свете художественного образования младших школьников
1.1. Художественно-эстетическое образование и воспитание младших школьников средствами народной куклы
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора собственных жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающего поколения, то нужно предоставить детям возможность знать истоки национальной культуры и искусства.
Источниками народного искусства является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта .
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке... Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» .
В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают очень важные смысловые моменты или пересказывают русские народные сказки на современном языке.
А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная типовой программой, решалась формально, содержательно не связывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов сами плохо знают традиции и обычаи, историю народной культуры, не проникнуты чувством и пониманием ее древности и величия.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
1. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках – М.: Легпромбытиздат, 1993. – 192 с.: ил.
2. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 192 с., ил.
3. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла: Культура, традиция, технология / Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн. – М.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.
4. Изобразительное искусство и художественный труд: программа и тематическое планирование / Т.Я.Шпикалова [и др.]. – М.: Просвещение, 2008. – 92 с.
5. История тряпичной куклы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://menu.spb.ru/articles/pub.phtml?n=183
6. Князева О.Л., Маханева М.Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб, 1999. – 212 с.
7. Макарова Н.В. Традиционная лоскутная кукла и этнохудожественное образование младших школьников // До и после. – 2009. – №9
8. Мелик-Пашаев А. О состоянии и возможностях художественного образования // Искусство. – 2008. – №1
9. Ребекка Р. Фьюэлл, Патриция Ф. Вэдэзи Обучение через игру: руководство для педагогов и родителей (перевод с англ. Л.А.Чистович, Е.В.Кожевниковой) – СПб.: ИРАВ, 2008. – 315 с.
10. Уроки мастера // Народное творчество. –2005. – № 5