Введение
Глава 1. Теоретический аспект изучения методики формирования у младших школьников бережного отношения к животным
1.1. Бережное отношение к природе как основа формирования экологических представлений младших школьников
1.2. Педагогические условия становления бережного отношения к животным у детей младшего школьного возраста
Глава 2. Изучение эффективности методики формирования у младших школьников бережного отношения к животным
2.1. Изучение уровня представлений о животных и бережного отношения к животным у младших школьников
2.2. Организация работы по формированию бережного отношения к животным
2.3. Эффективность формирования бережного отношения к животным у младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Экологическое образование младших школьников – это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения.
Поскольку актуализация – это воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния, а также отдельных психических процессов (представлений, идей, мыслей и т.д.), перевод их из потенциального состояния в активное действие, то данное условие может способствовать развитию у младших школьников устойчивого интереса к природе, а также самоопределению в системе отношений «человек – природа».
Потребности управляют деятельностью со стороны субъекта. Генетически формируясь, потребности становятся активной силой, которая для своего удовлетворения может актуализироваться самостоятельно, не требуя постоянного воздействия извне.
Ученые выделяют несколько возможностей общения с природой (функций природы):
– познавательная функция – взаимодействие с миром природы носит познавательный характер, способствует интеллектуальному развитию личности ребенка;
– функция общения – животные и растения в процессе взаимодействия с ребенком осуществляют функцию партнеров общения;
– эстетическая функция – способствует эстетическому развитию личности, а также эстетическому воспитанию ребенка;
– реабилитирующая функции – взаимодействие с животными и растениями способствует социальной, а также психологической реабилитации личности ребенка;
– функция самореализации – взаимодействие с природой позволяет удовлетворить потребность в самореализации личности ребенка.
– психофизиологическая функция – взаимодействие с природой снимает стресс, нормализует работу нервной системы.
– психотерапевтическая функция – природа может способствовать улучшению межличностных отношений (в семье).
Все эти функции сближают ребенка и природу, выявляют возможные пути взаимовлияния. Новые знания о возможностях взаимодействия с природой могут способствовать оптимальной работе нервной системы дошкольника, гармонизации межличностных отношений, удовлетворению их эстетических потребностей и непосредственно стимулирует их интеллектуальное развитие.
Приобщать детей к природе, развивать их опыт, формировать бережное отношение к животным – важнейшие задачи, стоящие перед педагогами образовательных учреждений. Одним из факторов, влияющих на раннее развитие жизненного опыта ребенка, является окружающая среда, наполненная интересными объектами для изучения разных сторон жизни.
Цель работы – изучить методику формирования у младших школьников бережного отношения к животным.
Объект исследования – бережное отношение к животным младших школьников.
Предмет исследования – методика формирования у младших школьников бережного отношения к животным.
Задачи:
1. Изучить бережное отношение к природе как основу формирования экологических представлений младших школьников.
2. Проанализировать педагогические условия становления бережного отношения к животным у детей младшего школьного возраста.
3. Провести исследование, направленное на изучение уровня экологических представлений и бережного отношения к животным у младших школьников.
4. Разработать и провести работу по формированию бережного отношения к животным у детей младшего школьного возраста.
5. Выявить эффективность проведенной работы по формированию бережного отношения к животным у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; сравнительный метод; обобщение.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Абушаева З.Т. Развитие креативности младших школьников в процессе экологического образования // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 12. – С. 78-81.
2. Арсентиева С.Н. Системный подход в экологическом воспитании и развитии младших школьников // Воспитание школьников. – 2012. – № 6. – С. 40-44.
3. Богданова Е.П. Формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. – С. 172.
4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. – М., 1995. – 147 с.
5. Курносова С.А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе // Педагогика. – 2008. – № 2 (55). – С. 42-47.
6. Ларионов О.И. Уровневые характеристики интенсивности отношения к природе у детей младшего школьного возраста // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3. – № 4. – С. 387-390.
7. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004. – 320 с.
8. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе. (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания): учеб. пос. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 510 с.
9. Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А., Вестернина Ю.В., Федорова О.А. Эколого-образовательный проект «Птицы в нашем городе» / под ред. Е.Е. Морозовой; учеб. пособие для учащихся начальной и средней школы. – Саратов, 2012. – 36 с.
10. Морозова Е.Е., Исаева О.А., Ларионов О.И. Эколого-образовательный проект «Сохраним природу родного края»: учеб. пособие для учащихся. – Саратов, 2011. – 78 с.
11. Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. Эколого-образовательный проект «Мой зеленый друг»: учеб. пособие для учащихся начальной школы. – Саратов, 2010. – 48 с.
12. Насибуллина О.А. Формирование экологической компетентности у детей младшего школьного возраста // Десятилетие образования для устойчивого развития (2005-2014): итоги и перспективы эколого-географического образования, науки и практики в формировании культуры безопасности. Кластерный подход Всероссийская научно-практическая очно-заочная конференция с международным участием. Ответственный редактор Н.П. Несговорова. – 2014. – С. 107-108.
13. Никитина Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: моногр. / Е.Ю. Никитина – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. – 101 с.
14. Подоляк Д.О. Приобщение младших школьников к учебному исследованию во внеурочной работе по окружающему миру // Начальная школа. – 2014. – № 9. – С. 57-60.
15. Саушкина И.А. Экологическое воспитание в начальной школе // Альманах современной науки и образования. – 2012. – № 10. – С. 165-167.
16. Соколова Н.А. Формирование культуры природолюбия младших школьников: дис. …канд. пед. наук. – Курган, 2008. – 213 с.
17. Тарасюк В.Н. Теоретические основы педагогического стимулирования: дис. …д-ра пед. наук. – Карачаевск, 1997. – 316 с.
18. Тюмасева З.И. Методические рекомендации по экологическому образованию. – Челябинск: Челяб. обл. ин-т усоверш. учителей. 1989. – 83 с.
19. Урсул А.Д. Концепция опережающего образования // Вестник высшей школы. – 2006. – №7. – С.28-33.
20. Юсупхаджиева Т.В. Формирование экологической культуры у старших школьников и младших школьников // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2010. – № 4. – С. 10-13.
21. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М., 2000. – 456 с.