Введение
1. Теоретический аспект изучения молодежной субкультуры ЭМО
1.1. Сущность и типология молодежных субкультур
1.2. Субкультура ЭМО как часть молодежной культуры
1.3. Психологические особенности подростков субкультуры ЭМО
2. Исследование отношения к субкультуре эмо как педагогической проблеме
2.1. Организация исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Рекомендации по формированию толерантного отношения к субкультуре эмо
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования.
В обществе постоянно происходит трансмиссия культуры от поколения к поколению, и в этом общем процессе можно выделить частные субпроцессы. По мере усложнения и обогащения культуры объем передаваемых знаний, умений и навыков увеличивается, а сами формы их передачи дифференцируются и специализируются.
В современном мире подготовка молодежи к реальной жизни зачастую отделяется от практического участия в ней, поскольку все большую роль приобретает систематическое теоретическое обучение, которое практически не связано с производительным трудом. На этом фоне множатся методы социализации молодежи, создаются предпосылки для формирования многогранной творческой личности. Определенным интегрированным результатом становится молодежная культура – одно из самых сложных явлений современного социума.
Под культурой в целом обычно понимают характерные для какого-либо общества систему ценностей, поведенческих установок, особую ментальность, что и находит свое воплощение в образе жизни данного социума. Сама по себе культура неоднородна и полна противоречий. Обычно человек не в состоянии воспринять культуру во всем ее многообразии, так как обитает лишь в определенном ее пласте и зачастую негативно воспринимает иные. По этой причине специалисты из общего понятия «культура» выделяют такие самостоятельные ее проявления, как субкультура и контркультура.
Внутри различных социальных и демографических общностей рождаются специфические культурные феномены, которые закрепляются в определенной системе ценностей, жизненных установок, поведенческом стиле, языке, имидже, сознании. Эти феномены называют субкультурами.
Субкультурные пласты достаточно автономны и не стремятся заменить собой господствующую культуру. Субкультура содержит в себе социально-культурные признаки (атрибуты, ритуалы, поведенческие коды) определенной изоляции от иного культурного слоя, но в целом находится в рамках общепризнанной культурной модели, чем и отмечается от контркультуры.
Молодежные субкультуры предоставляют широкий спектр возможностей для самовыражения и самоутверждения юных. Они вступают в субкультуру и находят в ней себя, «сообщество равных» помогает забыть о проблемах, связанных с переходным возрастом, обрести понимание и эмоциональный комфорт. Общие черты присущие молодым людям, входящим в субкультуры – бунтари попирающие старые традиции, которые инстинктивно чувствуют, что миру и людям нужны резкие перемены. Тонкая нервная система, любознательные, доброжелательные, могут быть мрачными. Очень не любят, когда ими командуют, в результате они могут находиться в депрессии, смятении, раздражении, их обычное состояние – смена настроений.
Это любители всего красивого, отличающиеся прямотой в отношениях. Притягивают опасность, обожают физический и эмоциональный риск, но не любят нести ответственность. Жаждут оставить свой след на земле. Рутина и посредственность не для них, не любят слишком тяжелой работы, лучше работают в коллективе. Род деятельности – учеба в школе и обучение в институте. Любят проводить время с близкими по духу людьми. Достаточно спортивны, любят ходить в спортзал, на тренировки. Учатся удовлетворительно и хорошо. Большинство из неполных семей. Семья очень влияет на молодежь, молодые люди пытаются обратить на себя внимание родителей, бросая им вызов, уходят в молодежные субкультуры.
Цель данной работы – изучить особенности молодежной субкультуры эмо и отношения к ней в среде подростков.
Объект исследования – молодежная культура ЭМО.
Предмет исследования – специфика субкультуры эмо и отношения к ней.
Задачи:
1. Проанализировать сущность и типологию молодежных субкультур.
2. Изучить субкультуру эмо как часть молодежной культуры.
3. Рассмотреть психологические особенности подростков субкультуры эмо.
4. Провести исследование, направленное на выявление отношения к субкультуре эмо.
5. Сформулировать рекомендации по формированию толерантного отношения к субкультуре эмо.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; сравнение; обобщение; анкетирование; обработка результатов.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе на основе анализа теоретических источников раскрыта сущность субкультуры эмо. Во второй главе приведены результаты собственного исследования, а также рекомендации по формированию толерантного отношения к субкультуре эмо. Заключение содержит выводы по проделанной работе.
1. Теоретический аспект изучения молодежной субкультуры эмо
1.1. Сущность и типология молодежных субкультур
«Суб»- и «контркультурность» – это отличительные черты молодежной культуры, наиболее ярко проявляющиеся в среде так называемых неформальных молодежных движений. Предложенные исследователями классификации этих образований показывают чрезвычайную неоднородность по их социальной, политической и психологической составляющим. Специалисты классифицируют неформальные движения молодежи чаще всего на основе экспертной оценки содержания и характера их деятельности. Представляется продуктивным дополнить устоявшиеся подходы типологией, базирующейся на культурных (суб- или контркультурных) проявлениях молодежной «неформальности».
Исследования молодежных субкультур, особенностей проявления молодежной активности в России по-прежнему остаются практически неизвестными за пределами страны, они только начинают развиваться. Незаслуженно мало внимания уделяется в работах российских исследователей типологизации молодежных субкультур, а также выявлению трансформационных тенденций в молодежных субкультурах. В частности, среди немногочисленных авторов, объектом изучения которых являлся российский флешмоб, можно назвать только А. Брешина , Э. Коркия .
Единой устоявшейся системы взглядов на феномен молодежной субкультуры нет, существуют различные классификации подходов к его изучению.
В рамках науки социологии успели сменить друг друга «предподход» Чикагской школы и пять научных подходов к изучению молодежных субкультур: структурно-функциональный, конфликтный, интеракционистский, феноменологический и субкультурный .
К объяснению новых феноменов молодежных субкультур не применимы традиционные подходы. Молодежные субкультуры внесли вклад в формирование современного плюралистичного общества, следовательно, к их исследованию применима методология постмодернизма. В рамках постсоциальных теорий в конце XX века на Западе стал развиваться постсубкультурный подход, который включает в себя несколько направлений .
1. Абраменкова В.В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. – 2008. – № 1. – С. 175-189.
2. Андреева Ю.Ф. С неба пепел, под ногами – зола. Культ поэзии и поэтов в сообществе ЭМО // Библиотечное дело. – 2010. – № 10. – С. 26-27.
3. Биткова Т.Г. Молодежная субкультура «ЭМО» в Румынии // Поколение перемен в странах Восточной Европы: 1990-2010 гг. Сб. науч. трудов. Сер. «Проблемы общественной трансформации в странах Восточной Европы и России» / отв. ред. Игрицкий Ю.И., Шаншиева Л.Н. – М.: Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регионал. пробл. Отд. Вост. Европы. – 2011. – С. 42-50.
4. Бабахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной субкультуры: конфликт или преемственность поколений? / В. А. Бабахо, С. И. Левикова // Общественные науки и современность. – 1996. – № 3. – С. 56–66.
5. Брешин А. А. Современная субкультура флешмоб как структурное образование системного мира человеческих отношений / А. А. Брешин // Социальная политика и социология. – 2004. – № 2. – С. 58–69
6. Галанин Л.С. Субкульткультура «ЭМО»: ювелирные изделия и аксессуары // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. – 2011. – № 2. – С. 28.
7. Гогуева М.М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка // Вестник Томского государственного педагогического университета = Tomsk State Pedagogical University Bulletin. – 2010. – № 5. – С. 153-159.
8. Жаркова М.А. Концепция субпотоков в рамках постсубкультурного подхода к изучению молодежных субкультур // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2012. – №3. – С. 42-45
9. Козлов В. ЭМО. – СПб.: Амфора. – 2008. – 391 с.
10. Коркия Э. Д. Перформансная коммуникация в контексте социальных процессов эпохи постмодерна: дис. … канд. соц. наук: 22.00.04 / Коркия Эка Демуриевна. – М. – 2005. – 148 c
11. Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы // Социологические исследования. – 2010. – № 6. – С. 93-100.
12. Магранов А.С. Интеграция молодежных субкультур в социокультурное пространство современного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 7-3. – С. 122-126.
13. Магранов А.С. Отношение общества к молодежным субкультурам//Актуальные проблемы молодежной субкультуры: сборник статей/под общ. ред. О. К. Поздняковой. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2011. – Т. 5. – 172 с.
14. Новоселова Е. Девушка и смерть: почему в современных молодежных субкультурах так часто звучит мотив добровольного ухода из жизни // Российская газета. – 2008. – № 4621. – 26 марта
15. Омельченко Е.Л. Про эмо, готов и нравственность [Электронный ресурс]. URL: http://www.polit.ru/author/2009/01/23/subkult.html
16. Парфенюк Д.В. Социально-психологическая направленность представителей молодежных субкультур и молодежи ориентированной на доминирующую субкультуру // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2012. – № 1. – С. 169-173.
Всего 24 источника литературы