Курсовая работа|Конфликтология

Курсовая Анализ конфликтологической мысли в древнем эпосе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Kniga

Год: 2013 | Страниц: 36

Введение

Глава 1. Генезис формирования конфликтологического знания

1.1. Понятие, виды, функции и причины конфликтов

1.2. Представления о конфликтах в древних мифах и религиозных преданиях. Конфликтологические идеи в мифах Древней Индии (по материалам поэм «Рамаяна» и «Махабхарата»)

Глава 2. Идейно-тематическая, структурная и типологическая сущность эпического конфликта в древней бурятской гэсэриаде

Заключение

Список литературы

Эпос – (греч. – слово «повествование», «рассказ»): один из основных родов художественного текста, выступающий как повествование о свершившихся событиях. В древнем героическом эпосе центром повествования был эпический конфликт, в котором, как правило, излагались действительные исторические события, но при этом автор не претендовал на полное сходство с реальностью («Илиада», «Одиссея», « Махабхарата »). На первый план в эпическом произведении выдвигались не столько душевные состояния героев, сколько их действия и поступки. В современных эпических формах ведущее место занимает роман: универсальный охват жизненных явлений соединяется в нем с обстоятельным изображением человеческих характеров .

Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошедших до нас. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Не оставалось неизменным и отношение к ним общественной мысли. Античная эпоха оставила нам детальное описание войн и первые оценки конфликтов подобного рода.

В древнейшие времена заслуживают внимания воззрения древнекитайских мыслителей. Особое место среди них принадлежит Конфуцию (551-479 гг. до н. э.), одному из первых китайских философов. Его философские, в том числе и конфликтологические, идеи развивались другими китайскими мыслителями на протяжении многих веков. Взгляды на проблему конфликта можно найти в многочисленных нравственных заповедях Конфуция. Вот одна из них: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды» . Источник конфликтов мыслитель усматривал в делении людей на «благородных мужей» (образованных, грамотных и воспитанных людей) и простолюдинов («малых людей»). Необразованность и невоспитанность простолюдинов ведет к нарушению норм человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливости. Для благородных мужей основу взаимоотношений составляет порядок, а для малых людей – выгода.

По мнению древнего китайского философа Лао-цзы (579 – 499 гг. до н.э.) – главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько дополняют друг друга, образуют гармонию Единого. Этим взглядом созвучны идеи древнегреческого философа Гераклита Эфесского (535 – 475 до н.э.) .

Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной философии, в рамках которой впервые была предпринята попытка рационального постижения мира. Античные взгляды на конфликт строились на основе философского учения о противоположностях. Столкновение и единство противоположностей, например, согласно Гераклиту (ок. 520-460 гг. до н. э.), является всеобщим и универсальным способом развития. По его словам, «противоположное соглашается, а из несогласного появляется самая прекрасная гармония» .

Анализируя античные взгляды на проблему конфликта, важно обратить внимание на то, что многие мыслители того периода соотносят их с контекстом социальных явлений, не только выявляя причины различных столкновений (конфликтов), но и давая им оценку с точки зрения социальных последствий. Так, например, у Гераклита есть выражение: «Война — отец всего и всего царь. Одним она определила быть богатыми, другим – простыми людьми, одних сделала рабами, других – свободными» .

В отличие от Гераклита, по сути дела оправдывавшего войну, Платон (ок. 427-347 гг. до н. э.) осуждал ее, рассматривая как величайшее зло. Аналогичной оценки войны как самого острого социального конфликта придерживался и другой великий мыслитель Древней Греции – Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Он говорил: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны...» .

Некоторые из древних философов высказывали утопические надежды на возможность создания общества, где будут устранены всякие противоречия и конфликты. Древнегреческий философ Эпикур (341-270 до н.э. считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов, вынудят людей жить в состоянии прочного мира. И, несмотря на то, что реальная жизнь вновь и вновь разрушала несбыточные мечты, утопии подобного рода обнаружили большую притягательную силу и возникали вновь и вновь.

Но не только война как социальный конфликт попадает в поле зрения античных мыслителей. Интересные конфликтологические идеи, связанные с государственным устройством, можно найти, например, у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), который утверждал, что государство является инструментом примирения людей. Человек вне государства, по его мнению, агрессивен и опасен. Не меньший интерес представляют социально-этические и правовые идеи Демокрита, который указывал, что «законы не запрещали бы каждому жить по своему вкусу, если бы каждый не вредил один другому, ибо зависть способствует началу вражды» . Большую роль в развитии конфликтологии сыграл философ теолог Фома Аквинский. Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плохо и не хорошо, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь его часть. Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие.

Во времена Средневековья, когда утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять-таки не удалось. Причем, столкновения продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими единоверцами. Пытаясь как-то объяснить и оправдать бесчисленные проявления зла в мире, созданном Богом, религиозная философия разработала специальное учение, получившее наименование «оправдание Бога», или «теодицея». Суть этого учения сводилась к выяснению того, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты: глобальные катастрофы, жестокие войны, коварные убийства, несчастья и страдания людей. Постановка этих вопросов явилась одним из источников зарождения богоотрицания, атеизма. Поэтому различного рода попытки ответить на эти вопросы, начавшись еще на заре христианства, не прекращаются до сих пор. По мнению богословов – природа Бога, его замыслы не поддаются человеческому разуму, и потому нам ничего не остается, как только слепо верить в него. Нетрудно заметить, что в объяснении коренных причин существования в мире различного рода коллизий философами дохристианского и христианского периодов много общего. И те, и другие признают, что борьба, конфликты, представляют собой органическое, неустранимое свойство бытия. Различие между античными и христианскими философами состоит лишь в том, что одни усматривают в этих универсальных явлениях свойство, изначально присущее бытию, природе, а другие видят в них замысел, волю Бога.

Целью настоящей работы является анализ конфликтологической мысли в древнем эпосе.

Задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)):

1) Изучить генезис формирования конфликтологического знания;

2) Сформулировать конфликтологические идеи в мифах Древней Индии (по материалам поэм «Рамаяна» и «Махабхарата»);

3) Провести анализ идейно-тематической, структурной и типологической сущности эпического конфликта в бурятской гэсэриаде.

Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых. В процессе выполнения работы изучены работы отечественных ученых, а также публикации в научных изданиях и периодической печати.

Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

Объект исследования – теории конфликтов, изображенные в древнем эпосе.

Предмет исследования составляет анализ конфликтологической мысли в древнем эпосе.

Глава 1. Генезис формирования конфликтологического знания

1.1. Понятие, виды, функции и причины конфликтов

Конфликт издавна является предметом и объектом изучения различных наук, входящих в комплекс человекознания, а также экономики, теории управления, политологии и права. Это связано с сущностными характеристиками самого конфликта, а также его проявлениями и последствиями, имеющими психологическое, политическое, экономическое и юридическое содержание. В частности, психологи внесли неоценимый вклад в изучение конфликтов в межличностных отношениях, изучение путей и способов предупреждения и разрешения противоречий между личностями и социальными группами .

Комплексность проблемы конфликтов, ее междисциплинарные связи, очевидная практическая значимость привели к формированию новой научной дисциплины, получившей название конфликтология. Согласно современным представлениям, конфликтология – это наука о сущности, причинах и типах конфликтов, динамике их развития, а также способах предупреждения, регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Конфликтология является синтезом знаний о конфликте, накопленных социологией, психологией, политологией, экономической наукой, теорией управления, правоведением, этикой и другими социальными и гуманитарными науками .

Становление конфликтологии как науки осуществлялось с немалыми трудностями из-за сложности и многофакторности анализируемых ситуаций, а так же отсутствия собственно конфликтологических методов исследования.

1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология. – Ставрополь, 1998.

2. Анцупов А.Я.,Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. – М., Дом Советов, 1997.

3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. – М., 2006.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. – М. ЮНИТИ, 2009.

5. Бадмацыренова Д.Б. Принцип золотого сечения в эпосе «Гэсэр». Дисс.на соиск. уч.ст. к. филол. н. –Улан-Удэ, 2001.

6. Базаров Б.В. Судьба Гэсэра // История государства и права. 1989. – № 4.

7. Базаров Б.В. Судьба «Гэсэра» // Байкал. – № 5. 1989.

8. Баяртуев Б.Д. Предыстория литературы бурят-монголов. –Улан-Удэ, 2001.

9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания (пер. Е. Руткевич). – М. МЕДИУМ, 2010.

10. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание конфликт! - Новосибирск, 1994.

11. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения / Пер.с фр. М.М. Кириченко; науч. ред. М.Ф. Черныш – М.: Аспект Пресс, 1998.

12. В контексте конфликтологии / Отв ред. Дридзе Т.М., Цой Л.Н.. – М.: Институт социологии РАН, 2009. Вып 2.

13. Генисаретский О.И. Упражнения в сути дела. – М.: Русский мир, 1993.

14. Герасимова К.М. Священные деревья: контаминация разновременныхобрядовых традиций // Культура Цетральной Азии: письменные источники. – Улан-Удэ, 2000.

15. Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта /Пер.с нем. – Калуга: Духовное познание, 2002.

16. Гомбоин Д.Д. Эхирит-булагатские улигеры. – Улан-Удэ, 1990.

17. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2009.

18. Громов Н., Реут Д. Конфликт-консалтинг. // Кентавр. 2008. – № 20.

19. Грязнов М.П. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири. Археологический сборник. Вып.З. Эпоха бронзы и раннего железа Сибири и Средней Азии. – М., 1961.

20. Гэсэр. Бурятский героический эпос. Перевод С.Липкина. – М., 1972.

Всего 47 источников литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конфликтология
2017 год 49 стр.
Курсовая Управление конфликтами в организации
Svetlana
Курсовая работа Конфликтология
2017 год 66 стр.
Курсовая Управление конфликтами на примере организации
Telesammit
Курсовая работа Конфликтология
2013 год 54 стр.
Курсовая Механизм урегулирования конфликта
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское