ВВЕДЕНИЕ
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Общая характеристика познавательной сферы
1.2. Особенности памяти у детей с ЗПР
1.3. Особенности восприятия и внимания у детей с ЗПР
1.4. Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР
2. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1.Общая характеристика личности ребенка с задержкой психического развития
2.2. Причины и условия задержки психического развития ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема психического развития детей с задержкой психического развития.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7—10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.
Задержка психического развития (ЗПР) − это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности развития детей с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Дать общую характеристику задержки психического развития;
2. Дать общую характеристику познавательной сферы;
3. Рассмотреть особенности памяти, восприятия, внимания и мыслительной деятельности детей с ЗПР;
4. Раскрыть личностные особенности детей с задержкой психического развития
5. Выявить причины и условия задержки психического развития ребенка с ЗПР.
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Общая характеристика познавательной сферы
Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической, а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью» (У.В. Ульенкова), «отстающие в учении» (Н.А. Менчинская), «нервные дети» (А.И. Захаров). Однако критерии, на основании которых выделяются названные группы, не противоречат пониманию природы задержки психического развития. В соответствии с еще одним социально - педагогическим подходом таких детей называют «дети группы риска» (Г.Ф.Кумарина).
К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
- низкий уровень познавательной активности;
- незрелость мотивации к учебной деятельности;
- сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
- недостаточная сформированность умственных операций;
- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.
Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.
По особенностям познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и характеру поведения младшие школьники с задержкой психического развития значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.
Анализ объектов отличается у учащихся с задержкой психического развития меньшей полнотой и недостаточной тонкостью. В результате этого они выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Деятельность детей при анализе признаков ведется чаще всего хаотично, без плана. Однако необходимо иметь в виду, что эти результаты могут быть улучшены с помощью коррекционной работы. В качестве одного из таких примеров можно использовать задание на сравнение двух рисунков, отличающихся друг от друга одним признаком (цвет, форма и др.) Аналогичные упражнения младшие школьники выполняют на словесном материале, без опоры на зрительное восприятие. Исследования показывают, что после выполнения серии таких заданий продуктивность анализа у детей повышается. Кроме этого, правильная организация анализа предметов требует от учителя умения ставить вопросы, побуждающие тщательнее рассмотреть объект, сравнить отдельные части, выделить самые разнообразные признаки и прийти к выводу, какие из них существенные [3, с. 136].
1. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 2000.
2. Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М.: 2003. − 133с.
3. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/Сост. Мухин М.И. − Ростов н/Д: «Феникс», 2004. − 352 с.
4. Виттельс Ф. Фрейд, его личность, учение и школа. Л., 2000.
5. Власова Т.А. и др. Обучение детей с задержкой психического развития. −М.: Просвещение, 1991.
6. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч. Т. 1. М., 1992.
7. Выготский Л.С.. К психологии и педагогике детской дефективности // Проблемы дефектологии. − М. 1995. С. 38−39.
8. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2 −4 лет. – М., 2004.
9. ГезеллА. Умственное развитие ребенка. М.; Л., 2000.
10. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой и др. − М.: Педагогика,1994.
11. Дети с задержкой психического развития//Подготовка ребенка к школе. Сост. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. и др. − М., 1991. − 150 с.
12. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В. И. Лубовского, Н.А.Цыпиной. − М., 1984.
13. Залкинд А. Б. Вопросы советской педагогики. Л., 2001.
14. Концепции стандартов по отдельным направлениям общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья. − М.: Издание Нац. центра и мониторинга образования, 2001.
15. Овчарова О.В. Практическая психология в начальной школе. − М.: Сфера, 2003.
16. Специальная педагогика. / Под ред. Н. Назаро¬вой. − М.: Академия, 2001.
17. Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития//Педагогические технологии. − 2002. − № 3. - С. 135 - 136.
18. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. − М.: Владос, 2001.
19. Шевченко С.Г. и др. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М.: 2001.