Глава 1. Теоретические аспекты изучения русских народных сказок как средства речевого развития старших дошкольников
1.1. Русские народные сказки в теории и практике дошкольного образования
1.2. Понятие речевого развития дошкольников
1.3. Специфика работы со сказками в дошкольном образовательном учреждении
Список литературы
Сказка для ребенка – это не что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества.
И. Токмакова говорит, что «никакие сентенции, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален, а сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека»[1].
Слушая сказку, ребенок дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, становясь как бы соучастником описываемых и воспринимаемых событий. Сказка является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую речевую среду.
Сказка является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности. Как справедливо отмечает Ю.А. Лебедева, «любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит»[2].
- Афанасьев А.Н. Сборник сказок. – М.: Художественная литература, 1998. – Т.1-3.
- Алиева Т. Как ребенок воспринимает художественную литературу. // Дошкольное воспитание. – 1996. – №5. – С.79-84.
- Большая советская энциклопедия. – Т. 22. – М.: Просвещение, 1975. – 726 с.
- Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 176 с.
- Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2003. – 1008с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 365 с.
- Гольцер С.В. Методическое пособие по детской литературе. – Ч.1.: Истоки детской литературы. – Екатеринбург: Изд-во Т.И. Возяковой, 2004. – 72с.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи... – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
- Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2011. – 160 с.
- Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №8. – С.34-41.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392с.
- Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 2009. – С. 358-369.
- Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: Издат. Центр «Академия», 2002. – 352 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416 с.
- Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 248 с.
- Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 2009. – С. 223-226.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 2002. – 160 с.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.
- Недоспасова В.А. Растем играя. – М.: Просвещение, 2002. – 96 с.
- Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 1998. – 512 с.
- Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Издат. Центр «Академия», 2009. – С. 319-331.
- Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2008. – 700 с.
- Сказка как источник творчества детей / под ред. Ю.А.Лебедевой. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 224 с.
- Тихеева Е.А. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 156 с.
- Токмакова И. Поиграйте с ребятами в сказку! // Дошкольное воспитание. – 2000. – №5. – С.111-123.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 287 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М.: Просвещение, 1994. – Т.1. – 312 с.
- Флерина Е.А. Художественное слово дошкольнику. – М.: Педагогика, 1961. – 334 с.
- Фомичева Г.А., Федоренко Л.П., Лотарев В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 240 с.
- Шетова Л.А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку // Дошкольное воспитание. – 2009. – №3
- Эльконин Д.Б. Избранные произведения. – М.: Проспект, 2003. – 226 с.