Введение
Глава 1. Теоретические основы досуговой деятельности детей на основе различных конкурсов
1.1. Понятие досуговой деятельности
1.2. Особенности организации досуга для детей (средний и старший школьный возраст)
1.3. Конкурсы как форма организации досуга детей
Выводы по главе 1
Глава 2. Экспериментальное исследование организации досуга детей на основе конкурсов (на примере ООО «Школа Плюс»)
2.1. Констатирующий этап
2.2. Поисково-формирующий этап
2.3. Контрольный этап
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования определяется повышением требований российского общества к качеству и эффективности программ социально-культурного воспитания, ориентированных на профилактику асоциального поведения подростков и молодежи. Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения – нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность. Это формирует перекосы гражданско-правового, патриотического самосознания, иждивенчество, боязнь вступления в самостоятельную жизнь. Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и образовательными учреждениями с привлечением общественности предпринимаются меры по усилению педагогического влияния на детей и подростков.
Социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на личность, способствует формированию мотивов, ценностей, установок, определяющих здоровый образ жизни. В целом ряде исследований социально-культурная деятельность рассматривается как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования детей.
Методологические, теоретические и методические основания, сущность социально-культурной деятельности и культурно-досуговых технологий исследуются в публикациях Г.А. Аванесовой, М.А. Ариарского, Т.И. Баклановой, Г.М. Бирженюка, Е.И. Григорьевой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Т.Г. Киселевой, А.А. Коновича, Ю.Д. Красильникова, А.П. Маркова, Б.Г. Мосалева, В.Е. Новаторова, Г.Н. Новиковой, О.В. Первушиной, B.C. Садовской, А.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало, Б.А. Титова, В.Е. Триодина, В.В. Туева, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.
Игровая деятельность, виды и формы культурно-досуговой деятельности, различные виды искусства, используемые в здоровьесберегающих технологиях, рассматриваются в работах Х.А. Аллаярова, Н.П. Анишевой, В.Д. Пономарева, Н.Б. Сазонтьева и др.
Определенный интерес представляют исследования С.Б. Брижатовой, Е.Л. Кудриной, М.И. Митиной, посвященные проблемам управления, планирования и организации деятельности учреждений социально-культурной сферы, региональным программам социокультурного развития.
Вместе с тем, проведенный анализ научных источников позволил выявить противоречие между потребностью в формировании технологии культурно-досуговой деятельности детей на основе проведения конкурсов и недостаточной разработанностью этой задачи в теории и практике социально-культурной деятельности.
Цель исследования – изучить организацию досуга детей на основе проведения различных конкурсов (на примере ООО «Школа Плюс») и сформулировать рекомендации по ее совершенствованию.
Объект исследования – досуговая деятельность детей.
Предмет исследования – организация досуга детей на основе проведения различных конкурсов.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что просвещение педагогов по проблемам педагогики поддержки, использование конкурсов достижений и более активное их внедрение в культурно-досуговую деятельность будет способствовать повышению эффективности самоопределения и развития личности детей (средний и старший школьный возраст).
Задачи:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) изучить понятие досуговой деятельности и особенности организации досуга для детей (средний и старший школьный возраст);
3) рассмотреть конкурсы как форму организации досуга детей;
4) изучить особенности организации досуга детей в ООО «Школа Плюс», выявить имеющиеся недостатки;
5) разработать и апробировать рекомендации для улучшения конкурсной работы в ООО «Школа Плюс»;
6) провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки доказательств выдвинутой гипотезы нами использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.
Теоретические методы: анализ публикаций; логический и сравнительно-исторический анализ, анализ содержания дефиниций базовых понятий; метод моделирования.
Эмпирические методы: анкетирование, опрос, включенное и не включенное наблюдение; педагогический эксперимент; сравнительный анализ; методы обработки и анализа статистических данных проведенного исследования.
Этапы исследования:
Первый этап – поисковый (сентябрь 2013-ноябрь 2013). Проведен анализ научных работ по теме исследования, получены первичные данные по особенностям влияния конкурсов на развитее подростков. Это позволило конкретизировать тему, объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу и наметить программу экспериментальной работы.
Второй этап – экспериментальный (декабрь 2013-апрель 2014). Была осуществлена практическая проверка теоретических положений: обеспечены условия развития подростков конкурсной деятельности.
Третий этап – обобщающий (апрель 2014-май 2014). Представляет собой анализ результатов исследования, формулирование выводов, оформление исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и апробированные мероприятия и задания могут быть использованы повышению эффективности самоопределения и развития личности детей (средний и старший школьный возраст) на основе проведения досуга в форме конкурсов.
База экспериментального исследования: ООО «Школа Плюс» и образовательные учреждения г. Новосибирска (традиционные школы и образовательное учреждение инновационного типа – «Лицей №2» (г. Новосибирск, ул. Киевская, 5)).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.