Введение
Глава 1. Проблема социализации в психологических исследованиях
1.1 Понятие и психологическая сущность социализации
1.2 Факторы социализации
1.3 Семья как фактор социализации
Глава 2. Особенности социализации дошкольников из полных и неполных семей как предмет психологического исследования
2.1 Особенности развития личности в дошкольном возрасте
2.2 Исследования по проблеме социализации дошкольников из полных семей
2.3 Исследования по проблеме социализации дошкольников из неполных семей
Глава 3. Эмпирическое исследование психологических особенностей социализации дошкольников из полных и неполных семей
3.1 Организация исследования
3.2 Методики исследования
3.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования проблемы социализации дошкольников из полных и неполных семей обусловлена несколькими причинами. В первую очередь, дошкольный возраст является крайне значимым периодом с точки зрения социализации ребенка. В это время ребенок начинает ходить в детский сад. Из узкого круга семьи он попадает в пространство социальных отношений, что делает процессы социализации более интенсивными. Важно учитывать, что это первый опыт, качество которого может оказать существенное влияние на результаты социализации. Это обуславливает интерес к условиям и факторам, оказывающим влияние на процессы социализации ребенка дошкольного возраста, в частности, влияния семьи.
При этом современная семья проживает период изменения, преобразования. В частности, сегодня существенно возросло количество неполных семей. Согласно официальной статистике, в неполных семьях воспитывается до 30% современных детей, в то же время необходимо учитывать, что эти данные лишь частично отражают действительную картину и реальные цифра могут быть в 1,5 – 2 раза выше. Возникает вопрос относительно специфики социализации детей в зависимости от состава семьи, полная она или нет.
Как показывает анализ литературы, данная проблема рассмотрена весьма подробно. Так, психолого-педагогические аспекты функционирования полных и неполных семей рассмотрены в работах Л.В. Мардахаева, С.К. Нартовой-Бочавер, М.И. Несмеяновой, Ю.Ф. Олещук и др., вопросы личностного развития и социализации детей из полных и неполных семей представлены в работах Дж. Валлерштейна, Л. Анзорга, А.И. Захарова, И.С. Кона, Е.О. Смирновой и др. В тоже время, следует отметить противоречивость имеющихся сегодня данных по особенностям и проблемам социализации детей в зависимости от состава семьи. Это и обуславливает актуальность нашей работы.
Объект: процесс социализации.
Предмет: психологические особенности социализации дошкольников из полных и неполных семей.
Гипотеза: существует специфика социализации у детей из полных и неполных семей, что проявляется в следующих показателях социализации:
- В успешности построения отношений в группе, что находит отражение в социометрическом статусе.
- Навыках взаимодействия в общении и совместной деятельности.
- Освоении моральных норм.
Цель: исследовать психологические особенности социализации дошкольников из полных и неполных семей.
Задачи:
- Рассмотреть понятие социализации.
- Охарактеризовать факторы социализации.
- Рассмотреть особенности развития личности в дошкольном возрасте.
- Проанализировать исследования по проблеме социализации дошкольников из полных и неполных семей.
- Провести эмпирическое исследование психологических особенностей социализации дошкольников из полных и неполных семей.
Методики:
- Социометрия;
- Методика «Диагностика уровня сформированности игровых навыков»;
- Методика «Изучение коммуникативных умений» предназначена для изучения коммуникативных умений детей.
- Методика «Подели игрушки» предназначена для исследования поведения ребенка в ситуации морального выбора.
Теоретической основой исследования стали работы зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития и социализации детей в полных и неполных семьях.
Эмпирическая база исследования: исследование было проведено на базе ДОУ № … г.Новосибирска в период с … по … 2014 г. В исследовании приняли участие 30 детей из которых 16 девочек и 15 мальчиков в возрасте от 6 л 5 мес. до 6 л 8 мес. По типу семьи вся выборка была разделена на 2 группы: дети из неполных семей – 15 чел.; дети из полных семей – 15 чел.
Новизна исследования связана с тем, что проведен анализ и обобщение результатов зарубежных и отечественных исследований по проблеме социализации детей из полных и неполных семей. В частности, делается вывод не о достоинствах и недостатках, а о существенном своеобразии процесса и результатов социализации.
Значимость исследования связана с тем, что получены эмпирические данные, подтверждающие особенности и трудности социализации детей из полных и неполных семей, которые могут быть учтены педагогами, психологами и другими специалистами, работающими с детьми, в организации психолого-педагогического процесса.
Работа включает введение, две теоретические и одну практическую главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Проблема социализации в психологических исследованиях
1.1 Понятие и психологическая сущность социализации
Проблема социализации человека привлекает внимание представителей разных наук, в частности, социологии, культурологии, психологии, педагогики и так далее, что отражает сложность, многоаспектность данного явления.
Собственно понятие социализации было введено Ф.Г. Гиддингсом в работе «Теория социализации», вышедшей в 1887 году, в которой под социализацией понималось «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» [40, с.108]. Сегодня разработано множество подходов к пониманию социализации.
Например, Т.Парсонс и Р.Мертон [40, с.108] также характеризуют социализацию как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление. Таким образом, фактически социализация раскрывается через понятие «адаптация». С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам. Т.Парсонс социализацию рассматривает как «процесс адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой» [5, с.76]. Данный подход может рассматриваться как субъект-объектный.
Иначе осмысливают сущность социализации Г.Оллпорт, А.Маслоу, К. Роджерс и другие представители гуманистического подхода. В работах данных авторов социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания.
В отечественной науке приоритет чаще отдается первому пониманию социализации (И. С. Кон, Б.Д. Парыгин, А. В. Мудрик (1997) и др.). Например, А.В. Мудрик [40, с.108] дает следующее понятие социализации: это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии индивида со стихийным, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. И.С.Кон [25, с.191] пишет, что социализация – это усвоение некоторой системы жизненно необходимых социальных ролей.
Однако следует отметить, что отечественные авторы предпринимают попытки объединения указанных выше подходов. В частности, Д.И. Фельдштейн [60, с.100] рассматривает социализацию как двуединый процесс и отмечает, что в ходе социализации происходит осознание и принятие социальных норм, правил поведения, общественных отношений [60, с.100]. Таким образом, в понимании Д.И. Фельдштейна социализация предстает как двуединый процесс интериоризации и экстериоризации. Социализация, с одной стороны, обеспечивает и сохраняет устойчивость и самовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъектности.
Обобщая подходы к пониманию феномена социализации можно сделать вывод, что сегодня существует три основных психологических теории социализации:
- социализация как адаптация;
- социализация как самореализация;
- социализация как интегративный процесс адаптации – индивидуализации.
Можно согласиться с авторами, которые рассматривают социализацию как интегративный процесс, поскольку данный подход позволяет учитывать и воздействие социальной среды, и активность самой личности.
При этом сегодня спорным является вопрос о роли самого индивида в ходе социализации. В частности, Т.Парсонс говорит о пассивной позиции индивида в процессе социализации. Ч. Кули, Д. Г. Мид утверждают, что индивид активно участвует в процессе социализации [40, с.108]. Д.И. Фельдштейн, как было показано выше, говорит о значимой роли активности самого индивида в процессе социализации. В ходе освоение социальных ценностей и норм личность усваивает их своим индивидуальным образом, обусловленным особенностями ее индивидуального психологического развития, уникального опыта. При этом индивид активно взаимодействует с социальной средой, чем по факту оказывает влияние на общество. Итогом данного процесса становится не только адаптация в социальной среде, но и обретение идентичности (в терминологии Э.Эриксона), самотождественности, ощущаемой как равенство индивида самому себе, обязательно подкрепляемое значимыми другими. В целом следует отметить, что сегодня вопрос влияния индивида на собственную социализацию остается открытым.
Социализация индивида при его взаимодействии с различными факторами, институтами и агентами происходит с помощью ряда механизмов, то есть «способов сознательного и бессознательного усвоения и воспроизведения социального опыта» [5, с.76]. Существует множество подходов к пониманию и выделению механизмов социализации.
Так, Г. Тард [5, с.76] считал основным механизмом социализации подражание как следование примеру, образцу.