Дипломная работа|Дошкольная педагогика и психология

Диплом Адаптации детей к ДОУ

Оригинальность работы по системе антиплагиат, на август 2017 года, составила 42.08%.

Авторство: diplomstud

Год: 2015 | Страниц: 83

Цена: 1 800
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические основы психологических особенностей адаптации детей 3-4-х летнего возраста к условиям ДОУ

1.1. Понятие, теории, виды адаптации

1.2. Особенности психического развития детей 3-4-х лет

1.3. Психологические особенности адаптации дошкольника к условиям ДОУ

1.4. Организация условий для адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Глава 2. Исследование психологических особенностей адаптации детей 3-4-х летнего возраста к условиям ДОУ

2.1 Организация и методики исследования

2.2 Результаты исследования и их анализ

2.3 Методические рекомендации по адаптации детей 3-4-х летнего возраста к условиям ДОУ

Заключение

Литература

Приложение

Актуальность темы. Раннее детство – стартовый период всех человеческих начал, фундамент общего развития ребенка. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Наиболее важный и трудный этап в жизни ребенка – поступление в детский сад и адаптация к новым условиям. Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека, его успешность.

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста. Центральным моментом, глобальной идеей этих преобразований является психологизация системы дошкольного образования, а именно: приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками возраста ребенка, которые определяют уникальный вклад каждого возрастного периода в общий цикл психического развития.

Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и как один из показателей качества образования. При этом в качестве показателя оптимального уровня психологического здоровья человека можно рассматривать его высокую приспособляемость к природной и социальной среде, которая обеспечивается сохранностью позитивного самочувствия, полноценным психическим развитием на всех этапах онтогенеза. Психически здоровый человек адаптирован к социуму и может успешно функционировать в нем.

В дошкольном возрасте проблема сохранения психологического здоровья является наиболее актуальной при вхождении ребенка в образовательную среду при поступлении его в дошкольное учреждение, т.е. в процессе адаптации детей к условиям ДОУ. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.

В связи с этим сегодня актуальным и важным является осуществление целенаправленной организации процесса адаптации детей к новым условиям дошкольного учреждения, которое способствовало бы адекватному, безболезненному приспособлению детей к новым условиям, сохранению и укреплению их психического здоровья. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых способствовала бы эффективному повышению адаптационных возможностей детей и содействовала снятию стрессового состояния. Данные обстоятельства определили выбор темы исследования «Психологические особенности адаптации детей 3-4-х летнего возраста к условиям ДОУ».

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся отношений, от условий пребывания в детском образовательном учреждении. Концептуальные основы проблемы адаптации разработаны в трудах отечественных ученых А.Н. Леонтьева (1979),           Л.С. Выготского (1983), А.В. Петровского (1987), С.Л. Рубинштейна (1998), К.А. Абульхановой-Славской (1998), В.Ф. Березина (1998), А.А. Налчаджян (2002), А.А. Реана (2005); проблема адаптации ребенка дошкольного возраста раскрыта в исследованиях Н.М. Аксариной (1977), Л.Н. Павловой (1986),                     В.А. Алямовской (1999), К.Л. Печоры (2001), Г.В. Пантюхиной (2002),       Л.В. Белкиной (2004), Д.Н. Исаева (2004), Н.П. Бадьиной (2007) и др.

Объект исследования – процесс адаптации  к условиям ДОУ.

Предмет исследования – психологические особенности процесса адаптации  к условиям ДОУ.

Цель исследования - изучить психологические особенности адаптации детей 3-4-х летнего возраста к условиям ДОУ.

В основу исследования была положена гипотеза, состоящая из следующих предположений:

- высокий уровень адаптации дошкольников 3-4-го года жизни  обеспечивает проявление высокого уровня развития коммуникативных качеств и межличностных отношений, а также низкого уровня тревожности;

-низкий уровень адаптации дошкольников 3-4-го года жизни обеспечивает проявление  низкого уровня развития коммуникативных качеств и межличностных отношений, а также высокого уровня тревожности.

Задачи исследования:

1.Раскрыть основные теоретические подходы к изучению проблемы исследования.

2.Провести подбор методик исследования психологических особенностей адаптации дошкольников 3-4-го года жизни к условиям ДОУ адекватных цели  исследования.

3.Провести экспериментальное изучение психологических особенностей адаптации дошкольников 3-4-го года жизни к условиям ДОУ.

4.Разработать методические рекомендации по адаптации детей 3-4-х летнего возраста к условиям ДОУ.

Методы исследования:

-теоретические – изучение и анализ научно-методической литературы и других источников по проблеме исследования;

-практические – экспериментальное исследование с использованием комплекса методик: анкеты изучения адаптации ребенка в детском образовательном учреждении, анкеты экспертного оценивания коммуникативных качеств и межличностных взаимоотношений с окружающими у детей дошкольного возраста, методика определения уровня тревожности у дошкольника; математическая обработка результатов исследования, метод математической статистики (Хи – квадрат).

Выборочная совокупность исследования: 28 дошкольников в возрасте 3-4-х лет.

Научная и практическая значимость заключается в том, что в рамках данной работы рассмотрены и обобщены взгляды отечественных и зарубежных психологов, педагогов, социологов на проблему адаптации в общем и, в частности, на проблему адаптации дошкольников к условиям ДОУ. Практические результаты исследования, методические рекомендации будут полезны педагогам и психологам ДОУ в работе по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников к условиям ДОУ.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Высокий уровень адаптации дошкольников 3-4-го года жизни обеспечивает проявление высокого уровня развития коммуникативных качеств и межличностных отношений, а также низкого уровня тревожности.
  2. Низкий уровень адаптации дошкольников 3-4-го года жизни обеспечивает проявление низкого уровня развития коммуникативных качеств и межличностных отношений, а также высокого уровня тревожности.
  3. Успешность процесса адаптации дошкольников 3-4-го года жизни к условиям ДОУ обеспечивается организацией в ДОУ следующих условий: создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, формирование чувства уверенности ребенка в окружающем мире, согласованность действий родителей и воспитателей.

Структура и объем работы: Настоящая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы из 65 наименований, 3приложений. В тексте работы представлено 7 таблиц, 3 рисунка.

  1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду.- М: Просвещение, 2005. – 176с.
  2. Айсина Р.  Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В.  Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. – 2013. – № 6 – С.46 –51.
  3. Алексеева Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 2. – С. 23-35.
  4. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 210 с.
  5. Аралова М.А. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера .2008.-128 с.
  6. Артюхова Т.Ю. Психологические основы адаптационных возможностей человека // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004 г. Томск: Томский государственный университет, 2004. С. 513-518.
  7. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста: Методическое пособие.-М.:АРКТИ,2010.-80 с.
  8. Балл Г.А. Понятие адаптации и ее значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 29-40.
  9. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.- 270 с.
  10. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.- 236с.
  11. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 2007. – 299 с.
  12. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. – М.: Проспект, 2012. – 414 с.
  13. Воспитание детей раннего возраста. Аксарина М.Н.- М.: Медицина 2007. - 304с.
  14. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет – М.: Аркти. - 2000.-123с.
  15. Годфруа Ж. Что такое психология? – Т.1. – М.: Мир, 2012. – 496 с.
  16. Гризик Т., Баева В. Участники адаптационного периода // Дошкольное воспитание. - 2010. - №9.- С.12-17.
  17. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире», Л.И.Петрова Феникс, 2007.- 311с.
  18. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб.: ООО «Детство-Пресс»,2011.-196с.
  19. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) .- Ростов н/Д: Феникс , 2008.- 186 с.
  20. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с.
  21. Завьялова Е.К. Психологический механизмы социальной адаптации человека // Вестник Балтийской педагогической академии.- СПб, 2001. Вып.40, С. 55-60.
  22. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребёнка. Избраните психологические труды в 2-х томах. – М.: Педагогика, 2006. – 345 с.
  23. Зеленский В. Толковый словарь по аналитической психологии, Б.С.К., С.-Петербург, 2000, С.346
  24. Иванова Н.В. , Кривовицына О.Б. ,Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ.- М.:ТЦ Сфера,2011.-128 с.
  25. Калинина Р. Вопросы адаптации детей к детскому саду // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4. – С. 34-45.
  26. Калинина Р., Семенова, Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад… // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4. – С. 35-43.
  27. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие/ м.: Айрис-пресс, 2006.-89с.
  28. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. вред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стер., – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 416 с.
  29. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребёнка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия»,2008. – 176 с.
  30. Коцюбинский А.П., Шейнина Н.С. Уточнение основных понятий концепции адаптации психически больных // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / под общ. ред. И.И. Кутько, П.Т. Петрюка. Харьков, 1996. Т. 3. С. 233-235.
  31. Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д.Кошелева, В.И.Перегуда, О.А.Шаграева; Под ред. О.А.Шаграевой, С.А.Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с.
  32. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа , психолого –педагогическое сопровождение , комплексные занятия. -Волгоград : Учитель, 2010.- 127 с.
  33. Лисина М.И. Общение личность и психика ребёнка/ Под ред. А.Г.Рузской; – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 384 с.
  34. Лямина Г.М. В группу поступил новый ребенок. Воспитание и развитие детей раннего возраста: пособие для воспитателей дет. садов / Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1981.- 76с.
  35. Мельникова Н. Адаптация малышей к детскому саду / Н. Мельникова // Дошкольное образование. – 2002. – № 5.- С.34-37.
  36. Морозов А.В. Проблемы социально-психологической адаптации. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-283.html (дата обращения: 30.08.15.)
  37. Морозова Е.И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста.- М.: Просвещение, 1990 – 342 с.
  38. Мухина В.С. Детская психология. Учебник – СПб.: «Просвещение», 2002. – 303 с.
  39. Началждян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). – АрмССР, 1988. – 263 с.
  40. Носова Е.А. , Швецова Т.Ю. Семья и детский сад : педагогическое образование родителей .- СПб. :ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО -ПРЕСС '',2009. – 80 с.
  41. Остроухова А. Успешная адаптация. Как ее «Измерить»? // Обруч. – 2000. – № 3. – С. 33-46.
  42. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007.- 176с.
  43. Психолог в детском саду / под ред. П.Д. Романенко. – М., 2011.-164с.
  44. Психология развития. Словарь. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., под ред. Кондратьева М. Ю., ПЕР СЭ, Москва, 2005, С.233
  45. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 479 с.
  46. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003 (Домодедово: ДПК).- 72 с.
  47. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под. ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
  48. Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных. Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2001.- 88с.
  49. Севостьянова Е. О.Дружная семейка : Программа адаптации детей к ДОУ. -М. :ТЦ Сфера, 2005.-128с (Ранний возраст)
  50. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2006.-143с.
  51. Сидоркина Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие.- Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 92 с.
  52. Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 3. – С. 34-46.
  53. Смирнова Е.О. Психология ребёнка: учебник для педагогических вузов и училищ. – М.: Школа-Пресс, 2007. – 384 с.
  54. Советова О.С. Инновации: трудности и возможности адаптации. – СПб., 2011. – 256 с.
  55. Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации.- Волгоград: Учитель,2011.- 188 с.
  56. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях/ под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980.- 135с.
  57. Столяренко Л.Д. Психология. - Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.
  58. Сухомлинский В.А. Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. – К.: Рад. шк., 1987. – 255 с.
  59. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 336 с.
  60. Хювеш Э. Развитие самостоятельной ориентации ребенка младшего дошкольного возраста в новой социальной ситуации // Психолог в детском саду. – 2006. – № 1. – С. 22-31.
  61. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов – на - Дону, 2008. – 450 с.
  62. Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 – 7 лет.- Волгоград: Учитель,2009.-169с.
  63. Штак С.В. Анализ проблемы социально-психологической адаптации в условиях трансформации Российского общества // Сибирская психология сегодня. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004, С 267-273.
  64. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 2009. – 240 с.
  65. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды./ Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. – 416 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Дошкольная педагогика и психология
2012 год 85 стр.
Диплом Игровая коррекция нарушений эмоционально-личностного развития младшего дошкольного возраста
Telesammit
Дипломная работа Дошкольная педагогика и психология
2014 год 86 стр.
Диплом Психологические особенности социализации дошкольников из полных и неполных семей
Telesammit
Дипломная работа Дошкольная педагогика и психология
2015 год 76 стр.
Дипломная Роль подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста
diplomstud
Дипломная работа Дошкольная педагогика и психология
2014 год 83 стр.
Диплом Организация досуга детей на основе проведения различных конкурсов
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское