Введение
Глава 1. Педагогико-методологические подходы к проведению подвижных игр в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
1.1. Характеристика природы игр, их значение и классификация в психолого-педагогической литературе
1.2. Задачи обучения игре и их тематика в программах обучения и воспитания дошкольников по разделу «Физическое воспитание»
1.3.Педагогические условия организации игры в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
Глава 2. практика создания педагогических условий организации и проведения подвижных игр в системе физического воспитания детей дошкольного возраста
2.1. Изучение исходного уровня физического развития, развития игровой деятельности детей дошкольного возраста и педагогических условий организации подвижных игр
2.2. Реализация педагогических условий физического воспитания дошкольников в подвижной игре
2.3. Оценка и анализ опытно-экспериментальной работы
Заключение
Литература
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что игра в дошкольные годы позволяет ребенку включаться в жизненный цикл, оттачивать свои навыки, моторику движений. Плохо развитая мелкая моторика будет отрицательно сказываться на способности ребенка к овладению письмом. Именно игры помогают полнее узнавать окружающий мир, помогают в эмоциональном и психологическом развитии и становлении ребенка, как личности.
У подрастающего человека начинает усложняться моторика и совершенствоваться координация движений. Постоянные и ежедневные упражнения в ходьбе, беге, прыгание в высоту, на скалке, лазание и т.п. их повторы при игре позволяют быстрее развиваться и физически окрепнуть организму. Такая физическая активность способствует более раннему развитию организма ребенка в плане физическом и психическом. Ребенок учится жить и играть в коллективе. Играя в подвижные игры, дошкольник учится выслушивать правила игры, следовать им, внимательно относиться к выполнению правил другими участниками общей игры, координировать свои действия с другими участниками. В игре начинается дружба, умение уступать и отстаивать свои позиции. Наибольшую пользу подвижные общие игры для дошкольников приносят застенчивым и не общительным детям, давая возможность преодолеть робость и раскрыться. Войдя в процесс игры, ребенок забывает о своих страхах и стеснении, у него все прелестно и игра увлекла его, просто наслаждается игрой.
Поэтому целью нашего исследования является изучение организации и проведения игры в системе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Объект исследования – подвижная игра в системе физического воспитания дошкольников.
Предмет исследования – педагогический процесс организации и проведения подвижной игры в системе физического воспитания старших дошкольников.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- Определить наиболее эффективные средства организации подвижной игры с детьми дошкольного возраста;
- Разработать рекомендаций воспитателям по организации подвижных игр старших дошкольников.
Гипотеза: Организация и проведение игр в системе физического воспитания старших дошкольников будет эффективным при условии её внедрения в практику физического воспитания, формирования у детей интереса к ней, развития игровых умений и навыков, а так же при грамотном методическом руководстве со стороны воспитателя ДОУ.
В работе использованы следующие методы научного исследования: теоретические: (изучение литературы, анализ, синтез, моделирование); эмпирические (тест, наблюдение, эксперимент).
Методологические основы исследования:
- философской теории игры связана с именами Ф. Шиллера, Г. Спенсера, З. Фрейда, Й. Хейзинги, М.М. Бахтина и др.
- теоретические взгляды на историческое происхождение, сущность и классфикацию игр Г.В. Плеханова, К. Гросса, П.Ф. Лесгафта, Д.Б. Эльконина;
- методические исследования и опыт по физическому воспитанию детей в игре Э.Й. Адашкавичене, Л.В. Былевой, И.М. Короткова, А.А. Делигишина, Н.Н. Доломановой, М.Н. Жукова, И.М. Короткова, Л.И. Пензулаевой, Л.Н. Сивачевой, А.И. Фоминой, Д.В. Хухлаевой, В.Н.Шебеко, Н.Н. Ермака, В.А. Шишкиной, Г.П. Юрко и др.
- многомерный подход В.Э. Штейнберга.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и анализе психолого-педагогической и методической литературы по организации и проведению игры в системе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении и эмпирическом подтверждении эффективности педагогических условий в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Разработке рекомендаций по организации и проведению игр в системе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений, родителями, студентами педагогических ВУЗов.
База исследования: В исследовании участвовали 20 детей старшей группы ДОУ №3 «Алёнушка» п. Приютово Белебеевского района, 4 педагога.
Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводам по главам, заключения, рекомендаций, списка литературы, приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.