Введение
1. Теоретические аспекты разработки кампании по связям с общественностью
1.1. Понятие PR-кампании
1.2. Организационные и материально-технические основы проведения кампаний
1.3. Этапы кампании по связям с общественностью
2. Анализ организации PR-деятельности на примере ОАО МТС
2.1. Краткая характеристика ОАО МТС
2.2. Описание конкурентной среды ОАО МТС
2.3. Описание потребителей ОАО МТС
2.4. Направления ОАО «МТС» по формированию PR-деятельности
3. Организация PR-кампании на примере ОАО МТС
3.1. Концепция кампании
3.2. Мероприятия в рамках кампании
3.3. Оценка эффективности кампании
Заключение
Список использованных источников
Паблик рилейшнз, или связи с общественностью – одна из наиболее интенсивно развивающихся функций менеджмента и быстро растущая сфера маркетинговых коммуникаций. Имея почти столетнюю историю существования в США, в России сегодня PR уверенно завоевывают позиции в корпоративном управлении и в жизни общества в целом. Дальнейшее развитие PR как области знаний и сферы практической деятельности в России объективно предопределено становлением экономических и политических институтов демократии в нашей стране.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время руководители компаний уделяют внимание связям с общественностью. Однако зачастую они предпочитают услуги PR-агентств для проведения единичных акций. Мало кто ставит себе цель организации систематической работы с PR-службами, и далеко не все имеют собственную пресс-службу или PR-подразделение. Это можно объяснить, недостаточностью финансовых возможностей организации, с другой стороны - недооценкой роли PR для повышения конкурентоспособности организации. Масло в огонь подливает сложное отношение общества ко многим проявлениям PR деятельности (это вызвано проведением акций политического PR и непрофессиональными акциями, которые зачастую проводят сами коммерческие компании).
Однако путём организации в компании качественных и полезных связей с общественностью как внутри самой компании, так и с клиентами, можно решить множество проблем, в том числе повысить конкурентоспособность. Цель PR в компании намного шире, чем просто привлечь покупателей и продать соответствующий товар. PR-технологии продают саму организацию. Сегодня для любой организации на первом месте стоит имидж, а не прибыль. Имидж является наиболее эффективным способом проникновения в массовое сознание. В отличие от рекламы, которая ориентирована на рынок и потоки продажи-покупки, PR ориентированы на отношения и ситуацию и занимаются всеми потоками коммуникаций. Таким образом, сегодня для успешного позиционирования на рынке, PR является неотъемлемой частью политики любой организации, которая занимается предоставлением товаров и услуг. В частности, в первую очередь, такими организациями являются сотовые операторы.
Цель работы - исследовать специфику организации PR-кампании в коммерческом предприятии.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- Определить понятие кампании по связям с общественностью;
- Изучить организационные и материально-технические основы проведения кампаний;
- Выявить этапы кампании по связям с общественностью;
- Проанализировать PR-деятельность организации на примере ОАО МТС;
Объект исследования - компания ОАО МТС.
Предмет исследования - PR-кампании ОАО МТС.
Методы исследования: описание, сравнение, методы анализа и наблюдения.
Степень изученности вопросов организации PR-кампаний в коммерческих организациях не так широка. В работе в основном используется обобщенный материал, содержащий комплексные подходы к решению проблем.
В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия зарубежных и отечественных исследователей в области PR.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты разработки кампании по связям с общественностью
1.1. Понятие PR-кампании
Базовое определение кампании по связям с общественностью принадлежит Е.А. Блажнову, согласно которому PR-кампания – это «комплексное и многократное использование PR-средств, а также рекламных материалов в рамках единой концепции и общего плана воздействия на мнения и отношения людей в целях популяризации имиджа, поддержания репутации, создания паблисити» [1, c. 39]. Иными словами, это довольно большое количество PR-мероприятий, проведенных в определенный промежуток времени с целью достижения конкретных результатов. Из этого определения следует, что не всякая деятельность в сфере связей с общественностью является PR-кампанией. Для того чтобы считаться таковой, она обязана включать в себя как минимум пять признаков.
Во-первых, в любой кампании по связям с общественностью должны преимущественно использоваться PR-средства. PR-кампания может использовать и рекламу в качестве одного из вспомогательных средств, но ни в коем случае не должна ограничиваться ей, так как в этом случае она стала бы рекламной кампанией. Существует очень большое разнообразие средств по связям с общественностью. Все PR-средства могут быть разделены на две большие группы. В первую группу входят PR-средства передающие входящую информацию (исследования общественного мнения, «горячие линии», мониторинг радио- и телепередач, личные контакты, консультации и т.п.). Во вторую группу причисляют те средства, которые передают исходящую информацию (пресса, выставки, конференции, рассылки и т.п.).
Во-вторых, PR-кампания подразумевает общую концепцию и план действий. Именно этим она отличается от спонтанной или реактивной PR-деятельности, которая преобладает в современной России. Отсутствие тщательно обдуманного плана и концепции работы самым пагубным образом отражается на работе. П. Грин по этому поводу решительно заявляет: «Неструктурированная деятельность в области паблик рилейшнз никогда не будет столь эффективной как планируемая программа» [15, c. 74].
В-третьих, любая PR-кампания рассчитана на определенный период времени и в зависимости от масштаба мероприятий рассчитывается на период от нескольких месяцев до нескольких лет. Типичная кампания по связям с общественностью имеет годовой цикл. Таким образом, по этому признаку кампании по связям с общественностью отличаются как от других, еще более краткосрочных мероприятий, так и не имеющих определенных временных границ PR-программ, которые «можно рассматривать как растянутые во времени, часто непрерывные усилия практиков по связям с общественностью, направленные на достижение долгосрочных целей».1 Программы по связям с общественностью представляют собой достаточно общий план действий и не имеют четко очерченных временных параметров. При проведении PR-кампаний ситуация прямо противоположная: фактор времени играет очень важную роль, поскольку большинство кампаний по связям с общественностью ориентированны либо на сезонные колебания рынка, либо на циклы политической активности, связанные по преимуществу с выборами.
В-четвертых, качественная PR-кампания должна носить комплексный характер и затрагивать почти все стороны деятельности фирмы (организации). Они включают в себя, как минимум, несколько мероприятий. Поэтому их осуществление и налаживание коммуникаций с целевыми аудиториями по самым разнообразным каналам требует вложения значительных материальных и финансовых ресурсов. С одной стороны, PR-кампании намного дешевле обычных рекламных кампаний, поскольку не требуется оплата за рекламные площади. С другой стороны, оплата специалистов, затраты на специальные мероприятия и технические расходы не позволяют отнести PR-кампании к малобюджетным и тем более
1. Блажнов Е.А. PR: приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. - М., 1994. – 299 с..
2. Блэк, С. Введение в паблик рилейшнз / Сэм Блэк ; [пер. с англ. В. Г. Днепровского, И. А. Черничкиной]. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 317 с.
3. Варакута, С. А. Связи с общественностью: учеб. пособие / С. А. Варакута. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 205 с.
4. Голубкова, Е. Н. Маркетинговые коммуникации: учебник / Е. Н. Голубкова. - М.: Дело и Сервис, 2011. – 328 с.
5. Гундарин, М. В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиа-рилейшнз: учеб. пособие для вузов / М. В. Гундарин. - М.: ФОРУМ, 2011. - 311 с.
6. Доли операторов сотовой связи в городах // http://www.startmarketing.ru/news/136
7. Ильин, А. С. Теория и практика связей с общественностью: курс лекций / А. С. Ильин. - М.: КноРус, 2009. – 207 с.
8. Калиберда, Е. Г. Связи с общественностью в сфере экономики: учеб. пособие по специальности "Менеджмент организации" / Е. Г. Калиберда. - М.: Логос, 2008. - 327 с.
9. Кондратьев, Э. В. Связи с общественностью практикум : учеб. пособие / Э. В. Кондратьев ; Пензен. гос. ун-т архитектуры и стр-ва. - М.: Академический Проект, 2008. - 191 с. ил.
10. Котлер, Ф. Основы маркетинга: крат. курс : [пер. с англ.] / Филип Котлер. - М.: Вильямс, 2008. - 646 с. ил.
11. Кривоносов, А. Д. Основы теории связей с общественностью: учеб. для вузов по направлению подготовки (специальности) "Связи с общественностью" / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. - СПб. и др.: Питер, 2011. - 375 с.
12. Кузнецов, В. Ф. Связи с общественностью теория и технологии : учеб. для вузов по специальности 350400 "Связи с общественностью" / В. Ф. Кузнецов ; Ин-т гуманитар. образования и информ. Технологий. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 299 с.
13. Молостова, О. Корпоративные паблик рилейшнз / О. Молостова // PR-менеджер .- 2011 .- № 9 .- С. 15-21
14. Новакова, О. Основные принципы и стандарты оценки эффективности PR-технологий / О. Новакова, Д. Данильчева // Источник PR-менеджер .- 2011 .- № 9 .- С. 22-39
Всего 24 источника литературы