Введение
Глава I Информационная картина мира в программах телевидения: семиотический аспект
1.1. Актуальность использования методов семиотического анализа в журналистике
1.2. Специфика языка телевидения
Глава II Телевизионный язык как область семиотического анализа
2.1. Специфика информационной картины мира, формируемой средствами массовой информации
2.2. Информация, создаваемая телевидением в зеркале семиотического анализа
Глава III Умберто Эко и семиотическая теория медиаобразования
3.1. Сущность теории Умберто Эко
3.2. Перспективы использования семиотического подхода для изучения знаковой системы телевидения
Заключение
Список используемых источников и литературы
Язык телевидения, в силу его специфики и значимости в процессе моделирования информационной картины мира, важно рассматривать как совокупность знаков разной природы, систему кодов, которая соединяет в тексте разные сообщения. Иначе мы не сможем получить адекватные результаты исследования. При декодировании происходит перевод аудиовизуального языка в речь. Поэтому для репрезентативности результатов и основательности изучения необходимо, как нам кажется, анализировать в комплексе видео- и звукоряд телевизионного произведения.
С этой целью нужно использовать не прежние схемы анализа, посредством которых в телевизионных произведениях исследовались только словесные тексты, а применять методики семиотического анализа, позволяющие изучать телевизионные материалы со всей совокупностью присущих им выразительных средств. При этом можно использовать разработки методов семиотического анализа из смежных областей (кино, литература, лингвистика и др.) и не забывать, что «наше ухо воспринимает для себя то и лишь так, как ему подсказывает глаз».
В рамках семиологии как науки о знаках сформированы два базовых подхода к пониманию телевизионной специфики – лингвистический (грамматический) и собственно семиотический. В основе первого подхода лежит отождествление экранного и вербального языков. Это направление берет начало в теории отечественной кинематографии, где первостепенное влияние уделялось монтажу.
Актуальность исследования подтверждается степенью научной разработанности темы работы. Отечественные и зарубежные ученые всегда проявляли интерес к семиотического анализа языка телевидения. Значительный вклад в исследование темы внесли Умберто Эко, А. Гидденс, М.М. Назаров, И.В. Рогозина, С.Уорт.
Объектом настоящего исследования является исследование сущности семиотического анализа языка телевидения по Умберто Эко. Предметом – семиотический анализ языка телевидения.
Методологическая основа исследования представлена общенаучными и частнонаучными методами познания: диалектический, исторический, системный, сравнительный, формализации, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на сложившиеся в литературе воззрения, провести комплексный анализ сущности семиотического анализа языка телевидения по У. Эко. Для достижения главной цели исследования требуется выполнение следующих основных задач:
1) изучение информационной картина мира в программах телевидения с точки зрения семиотического аспекта;
2) исследование телевизионного языка как области семиотического анализа;
3) исследование семиотической теории медиаобразования по У. Эко;
Структура работы обусловлена целью исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 6 параграфов, заключения. Завершается работы списком источников и литературы.
1. Аристарко Г. История кино. – М., 2003. – 170 с.;
2. Багиров Э.Г. Изображение и язык. – М., 2008. – 167 с.;
3. Багиров Э.Г. История теорий кино. – М., 2001. – 226 с.;
4. Барт Р. Статьи по семиотике культуры. – М., 2003. – 340 с.;
5. Гидденс А. Массовая коммуникация. – М., 2000. – 113 с.;
6. Гидденс А. Индустрия сознания. – М., 2005. – 150 с.;
7. Землянова Л.В. Об искусстве. – М., 1998. – 156 с.;
8. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 2002. – 78 с.;
9. Колеватов В.А. Социальное познание. – М., 2005. – 289 с.;
10. Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1995. – 145 с.;
11. Косиков Г.К. Семиотика. – М., 1989. – 140 с.;
12. Косиков Г.К. Поэтика. – М., 1999. – 245 с.;
13. Лотман Ю.М. Семиосфера. – М., 2001. – 129 с.;
Всего 30 источников литературы