Введение
1. Специфика развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Развитие звукопроизношения в онтогенезе
1.2. Факторы, влияющие на формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
2. Методы и приемы формирования правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Педагогические условия формирования правильного звукопроизношения
2.2. Методы и приемы формирования правильного звукопроизношения
Заключение
Список литературы
В настоящее время остаются нераскрытыми многие вопросы, связанные с изучением предпосылок речевых нарушений. В практике работы логопедов при выявлении речевых нарушений чаще всего используются традиционные логопедические приемы, что не всегда дает необходимые результаты.
Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяют необходимость коррекции нарушений речи у детей в состоянии со стимуляцией развития всех сторон, сенсорных и психических функций, осуществления тем самым формирование речи как целой психической деятельности.
Речь – это не врожденная функция, она усваивается каждым человеком индивидуально в процессе речевого общения ребенка с окружающими людьми. Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных.
Объект исследования – формирование звукопроизношения в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – методы и приемы формирования правильного звукопроизношения.
Цель данной работы – изучить условия формирования и коррекции звукопроизношения дошкольников.
Задачи:
1. Рассмотреть развитие звукопроизношения в онтогенезе.
2. Проанализировать факторы, влияющие на формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить педагогические условия формирования правильного звукопроизношения.
4. Выявить методы и приемы формирования правильного звукопроизношения.
1. Специфика развития звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Развитие звукопроизношения в онтогенезе
Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т. е. формируется импрессивная речь. Прежде всего, ребенок начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10-12, а иногда и большего количества слав (баба, киса, му, бэ и др.). Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.
Речь ребенка развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь.
В этот период необходимо развивать пассивный словарь (слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами). Постепенно развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи).
К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем-пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи [15].
1. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2002. – 1008 с.
2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие. / Сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс, 2005.
3. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб.: Речь, 2003. – 96 с.
4. Лаврова Е.В. Логопедия: основы фонопедии: рек. УМО вузов РФ / Е.В. Лаврова. – М.: Академия, 2007. – 144 с.
5. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004. – 296 с.
6. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 680 с.
7. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
8. Мартынова Р.И. Основные формы расстройств у детей в сравнительном плане с позиций количественного подхода. – М.: Просвещение, 1972. – 95 с.
9. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей. – М., 1985. – 186 с.
10. Мешкова Л.В. Развитие речи детей. – СПб.: Питер, 2002. – 225 с.
11. Окунева Г.Ю. Психические расстройства у детей. Речевые нарушения у детей. – Пермь: Знание, 1999. – 176 с.
12. Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств: Межвуз. сборник научных трудов. – Л.: ЛГПИ, 1986. – 235 с.
13. Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – С.332-336.
14. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. – М.: Юнвес, 2000. – 156 с.
15. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 48 с.
16. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 287с.
17. Фомичева Г.А., Федоренко Л.П., Лотарев В.К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984. – 278 с.
18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
19. Фролов Е.А. Логопедия. – М.: Просвещение, 1999. – 198 с.
20. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Учпедгиз, 1959. – 209 с.