Введение
Глава 1. Педагогический процесс и его организация
1.1. Общее представление о целостном педагогическом процессе
1.2. Организация эффективного педагогического процесса
Глава 2. Формирование базовой культуры личности школьника в рамках целостного педагогического процесса
2.1. Понятие о базовой культуре
2.2. Формирование мировоззрения учащихся
2.3. Гражданское воспитание учащихся и правовая культура
2.4. Формирование основ нравственной культуры и самодисциплины личности
2.5. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
2.6. Формирование эстетической культуры учащихся
2.7. Воспитание физической культуры учащихся
Заключение
Список литературы
Социально-экономические преобразования в России в целом и модернизация школы в частности повысили актуальность системного анализа педагогического процесса.
Исследования в этой области стимулируют становление профессионально-ориентированных и здоровьесберегающих концепций формирования личности школьника. В рамках названных концепций, коль скоро они формируются в ходе системного анализа педагогического процесса, учащийся рассматривается как целостная личность. И это не только научная установка, но и ценностная позиция. Ведь именно в той мере, в которой преподаватель видит в ученике целостную личность, в той мере он будет культивировать целостный педагогический процесс либо, напротив, действовать частично, иной раз даже дисгармонизируя, дезинтегрируя личность будущего выпускника.
Не будет преувеличением сказать, что в современной педагогике школы решение наиболее существенных проблем сопряжено с вопросом целостности личности студента. Творчески действующие преподаватели осмысливают и разрабатывают подходы к обучению, во все большей степени увязывая ее с проблемой становления и самореализации личности во всех ее жизненных проявлениях.
Вопросы формирования базовой культуры молодежи исследовались такими культурологами и философами, как О.С. Газман, В.И. Полущук, В. Тимошинов, З.А. Мукашев, Б.Г. Нуржанов и др.
Цель данной работы – изучить формирование личности школьника в целостном педагогическом процессе.
Объект исследования – базовая культура личности школьника.
Предмет исследования – формирование личности школьника в целостном педагогическом процессе.
Задачи:
1. Дать характеристику целостного педагогического процесса.
2. Рассмотреть организацию эффективного педагогического процесса.
3. Изучить понятие о базовой культуре личности.
4. Рассмотреть формирование мировоззрения учащихся.
5. Проанализировать гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание школьников.
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; сравнение; обобщение; синтез.
Глава 1. Педагогический процесс и его организация
1.1. Общее представление о целостном педагогическом процессе
Процесс (от лат. рrocessus – продвижение) – 1) последовательная смена состояний; ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Педагогический процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной педагогической системы (школы, ПТУ, техникума, вуза и др.) целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на реализацию целей образования и воспитания.
Синонимом термина «педагогический процесс», по нашему мнению, является «учебно-воспитательный процесс».
Основными функциями педагогического процесса являются:
– образовательная – формирование у учащихся мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение ими основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений;
– воспитательная – формирование у учащихся определенных качеств, свойств и отношений;
– развивающая – формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности учащихся.
Данные функции выступают в органическом единстве: в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития (Л.С. Выготский справедливо указывал на то, что обучение должно опережать развитие ); воспитание объективно способствует образованию и развитию; развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания. Все это дает основание утверждать, что процессы обучения и воспитания нельзя рассматривать как самостоятельные, изолированные друг от друга.
Структура педагогического процесса универсальна: она присуща как в целом процессу целенаправленного формирования личности в условиях определенной системы, так и любому локальному по целям и задачам процессу педагогического взаимодействия.
Любая деятельность, как известно, имеет цель, средства и результат. В широком смысле средствами в педагогической деятельности являются ее содержание, формы и методы. Педагогический процесс может протекать при определенных условиях. Это дает основание утверждать, что структура педагогического процесса представлена такими основными компонентами, как:
– целевой – включает в себя цели (стратегические и тактические) и задачи, реализуемые в определенных условиях;
– содержательный – определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний;
– деятельностный – характеризует формы, методы, средства организации и осуществления воспитательно-образовательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса;
– результативный – характеризует достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности;
– ресурсный – отражает социально-экономические, нравственные, психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, информационное, методическое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение .
Отсутствие даже одного из названных компонентов разрушает целостность педагогического процесса, снижает его эффективность.
В педагогическом процессе объективное, социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние учащегося, которое обеспечивает развитие его личности. Потому педагогический процесс является органическим единством процессов обучения, воспитания, образования и развития .
1. Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С.И. Архангельский. – М.: Высшая школа, 1974. –383 с.
2. Бабанский, Ю. К. Комплексный подход к воспитанию / Ю. К. Бабанский: избр. тр. – М.: Педагогика, 1989. – 354 с.
3. Баскаков, А.М. Сущность, структура и закономерности целостного педагогического процесса в вузе / А.М. Баскаков // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2007. – Т. 12. – № 2. – С. 162-165.
4. Белкин, Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения / Е.Л. Белкин. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982. –106 с
5. Белкин, Е.Л. Методические указания по изучению основ организации учебного процесса / Е.Л. Белкин, В.Н. Ефимов, Т.В. Новикова. – М.: Изд. МТИПП, 1981. – 144 с.
6. Бондаревская, Е, В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах / Е. В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов-на-Дону.: ТЦ Учитель, 1999.
560 с
7. Брыкалова, О.Г. Базовая культура личности в педагогическом осмыслении / О.Г. Брыкалова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 10. – С. 99-106.
8. Валицкая, А. П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса / А.П. Валицкая // Педагогика – 1998. – №4. – С. 12-18
9. Выготский, Л. С. Вопросы теории и истории психологии: собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский – М.: Педагогика, 1982. – Т.1. – 560 с.
10. Газман, О. С. Базовая культура личности / О. С. Газман // Теоретические и исторические проблемы. – М.: Изд. АПН СССР, 1989. – 150 с.
11. Галимов, Г.Я. К проблеме целостного педагогического процесса / Г.Я. Галимов, Л.Н. Рютина // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 12. – С. 37-39.
12. Гессен, С. И. Основы педагогики / С. И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
13. Дидактика средней школы / под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1975. – 302 с.
14. Долженко, О. В. Очерки по философии образования / О. В. Долженко. – М.: Промо-Медиа, 1995. – 239 с.
15. Жилякова, Н.А. Педагогический контакт как условие эффективного образовательного процесса / Н.А. Жилякова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 1. – С. 166-174.
16. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека/ И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. – 4 мая. http // www. eidos.ru/journal/2006/0504htm. http://eidos.ru/journal/2006/0504htm
17. Каган, М. С. Основы теории художественной культуры / М. С. Каган. – СПб: Лань, 2001. – 288 с.
18. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 185 с.
Всего 28 источников литературы