Введение
Глава 1 Теоретические аспекты содержания коррекционно-логопедической работы по предупреждению и преодолению дислексии у учащихся общеобразовательной школы
1.1 Анализ симптоматики дислексии у учащихся общеобразовательной школы
1.2 Содержание коррекционно-логопедической работы по предупреждению и преодолению дислексии у младших школьников
Глава 2 Экспериментальное исследование по выявлению и преодолению дислексии у учащихся 1-х классов общеобразовательной школы
2.1 Организация и результаты констатирующего эксперимента
2.2 Проект коррекционно-логопедической работы по предупреждению и преодолению дислексии у учащихся
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Одной из ключевых позиций образования является его направленность на формирование языковой личности учащегося – носителя языка, свободно владеющего всеми видами речевой деятельности, воспринимающего язык как социокультурную и эстетическую ценность (Ю.Н. Караулов, А.Н. Леонтьев, Т.Г. Рамзаева). Поскольку освоение ребенком современного социокультурного пространства невозможно без полноценного речевого развития и связано с переработкой постоянно возрастающих объемов информации на основе чтения, концепцией языкового образования предусмотрена последовательная трансформация чтения как одного из главных учебных предметов начального обучения в фундаментальную основу универсальных компетенций (коммуникативной, информационной), в средство коммуникации и когнитивного развития человека на протяжении всей жизни. На этих позициях выстроены научно-методические системы обучения грамоте, русскому языку и чтению, реализуемые в системе общего образования (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М.Р. Львов, Н.Н. Светловская, Т.Г. Рамзаева).
Серьезным препятствием на пути формирования развитой языковой личности ребенка является дислексия – традиционно определяемая как специфическое нарушение процесса чтения, стойкая неспособность к овладению письменноречевой деятельностью, проявляющаяся в ошибках технической (способ, правильность) и смысловой сторон чтения. Согласно данным популяционных исследований, 25-30% учащихся младших классов общеобразовательных школ при достаточном уровне интеллектуального и сенсорного развития имеют нарушения одного из сложнейших видов речевой деятельности – чтения (М.М. Безруких, Л.А. Бенько, М.Н. Русецкая).
Дислексия, как вариант речеязыковых трудностей обучения младших школьников, традиционно входит в реестр актуальных логопедических исследований, имеющих несомненное теоретическое и практическое значение.
Цель исследования – разработать коррекционно-логопедический проект по предупреждению и преодолению дислекуии у учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Провести обзор литературы по теме курсового исследования: раскрыть понятие, механизм и симптоматику дислексии.
2. Провести анализ подходов и методик к выявлению и коррекции дислексии.
3. Провести констатирующий эксперимент по выявлению симптоматики нарушения чтения у учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.
4. Разработать проект по преодолению дислексии.
Теоретической основой являлись, работы таких авторов, как: Т.Е. Егоров, который занимался психологическим изучением овладениями навыками чтения, А.Н. Корнев, занимающийся нейропсихологическими исследованиями механизмов дислексии и дисграфии, Р.И. Лалаева и Р.И. Венедиктова, раскрывающие вопросы диагностики и коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, Р.Е. Левина, которая занималась изучением нарушений письма у детей с нарушениями речи, О.А. Токарева, изучающая расстройства чтения и письма, И.Н. Садовникова, которая изучала нарушения письменной речи у младших школьников, и др.
1. Алтухова Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. – Белгород: Акса, 2008. – 164 с.
2. Бугрименко Е. А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. – М.: Новая школа, 1993. – 80 с.
3. Вартапетова Г. М. Некоторые причины возникновения трудностей освоением навыка чтения и письма у первых классов Новосибирских школ // Сибирский учитель. – 2002. – №1. – С.17-19.
4. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО, 2003. – 1008 с.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 196 с.
6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Учпедгиз, 1961. – 365 с.
7. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 175 с.
8. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
9. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. – М.: Просвещение, 1958. – 198 с.
10. Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М.: Педагогика, 1953. – 164 с.
11. Жаренкова Г. И. Выявление недостатков речи у детей. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. / Г. И. Жаренкова; под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1965. – С.15-24.
12. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1979. – 282 с.
13. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб: Мим, 1997. – 286 с.
14. Корнев А. Н. О двух вариантах дислексий у детей / А. Н. Корнев, К. Д. Ефремов // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. – Л.: Наука, 1985. – С.35-39
15. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб: Гиппократ, 1995. – 234 с
16. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. – М., Айрис-пресс, 2006. – 98 с.
17. Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1983. – 275 с.
18. Кобзарева Л. Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методической пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО / Л. Г. Кобзарева, Т. И. Кузьмина. – Воронеж: Творческий центр «Учитель», 2000. – 64 с.
19. Костенкова Ю. А. Методические рекомендации к обучению чтения учащихся коррекционно-развивающих классов. // Дефектология. – 1998. – №3. – С.29-30.
20. .Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – СПб: Речь, 2003. – 196 с.
21. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983. – 162 с.
22. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб: СОЮЗ, 1998. – 214 с.
23. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.: Педагогика, 1961. – 246 с.
Всего 35 источников литературы