Актуальность исследования вопроса социально-психологических особенностей невербальной коммуникации обусловлена тем, что сегодня возрастает интерес в целом к общению как одной из наиболее значимых сфер жизни человека, а невербальная коммуникация составляет значимую составляющую общения.
Многочисленные исследования по проблемам невербальной коммуникации свидетельствуют о том, что через вербальные средства может быть передана лишь часть необходимой информации, в то время как невербальная коммуникация обеспечивает более полноценное взаимопонимание субъектов взаимодействия. При этом невербальные средства исследованы в меньшей степени, чем вербальные, что создает как определенные трудности научного характера в развитии психологии общения, так и трудности практического характера, связанные с невозможностью целенаправленного, в необходимой степени осознанного управления невербальными проявлениями во взаимодействии, что столь важно для целого ряда профессий типа «человек-человек» (педагоги, психологи, врачи и т.д.)
Данным противоречием и обусловлена проблема нашего исследования.
Объект: исследования коммуникации как социально-психологическое явление.
Предмет: исследования невербальной коммуникации в социальной психологии.
Гипотеза: социально-психологические особенности невербальной коммуникации определяются гендерными особенностями личности.
Цель: изучить социально-психологические особенности невербальной коммуникации.
Задачи:
1. на основе изучения литературы определить понятие невербальной коммуникации;
2. на основе анализа литературы выявить особенности невербальной коммуникации;
3. провести исследование особенностей невербальной коммуникации.
Проблемы невербального общения раскрыты в работах М.С. Андрианова, И.Н. Горелова, Н.В. Казариновой, Г.В. Колшанского, Ю.С. Крижанской, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, А.А. Леонтьева, Б.Д. Парыгина, В.М. Погольши, Е.В. Руденского, В.П. Третьякова, Н.И. Шевандрина и др.
В данном исследовании мы используем метод анализа социально-психологической литературы.
Наше исследование состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе мы рассматриваем коммуникацию как социально-психологическое явление, во второй главе представлены социально-психологические особенности невербальной коммуникации. В третьей главе мы анализируем исследования особенностей невербальной коммуникации в социальной психологии.
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М: Изд-во МГУ, 2000.
2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. – М., 1992.
3. Бгажнаков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. – Нальчик, 1983
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М, 1996.
5. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
6. Бодалев А. А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996.
7. Большая советская энциклопедия М, 1979, Т.7, с. 86.
8. Вилтон Г., Макклафлин К. Язык жестов. М., 1999.
9. Винокур Т. Г., Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: «Наука», 1993. – 159 с.
10. ГозманЛ.Я. Психология эмоциональных отношении. М.: МГУ, 1987.
11. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М.: Инфра-М, 1997. С.189-198.
12. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980. – 238 с.
13. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 352 с.
14. Дерябо С., Левин В. Гроссмейстер общения. М., 1996.
15. Доценко Е.Л. Психология манипуляции, М., 2000.
16. Ж.Годфруа. Что такое психология. В 2-х т. Т. 1: Перевод с франц. – М.: Мир, 1992. – 370 с.
17. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. Спб., 2000.
18. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М.: ИП РАН.
19. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М., 2000.
20. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.
21. Кнапп М.Л., Невербальные коммуникации. – М.: «Наука», 1978. – 308 с.
22. Ковалев Г. А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социально-психологической теории. М., 1995. С. 352-374.
23. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа – вуз – послевузовское образование) / науч. ред. проф. И.А. Зимняя; Материалы ΧVΙ научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 130 с.
24. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 464 с.
25. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: МУБУ, 1997. – 164 с.
26. Кузин Ф. А. Культура делового общения. М., 1996.
27. Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2001.
28. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.
29. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология утрудненного общения. М., 2001.
30. Лабунская В.А., Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. – 246 с.
31. Лебон Г. Способы действия вожака. // Психология толп. М.. 1998.
32. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии, М. Наука, 1975.
33. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.
34. Манеров В. X. Психодиагностика личности по голосу и речи. СПб., 1997.
35. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001.
36. Миккин Х. Кинезика и язык//Ученые зап. Тартуского ун-та, 1976. – Вып. 395. Т. 4 (Труды по психологии). – С. 3–9.
37. Морозов В. П., Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. – 189 с.
38. Мясишев В. Н. Психология отношении. Москва-Воронеж, 1995.
39. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи (глоссарий). Лекции по социальной и политической психологии. СПб.: «Питер», 2004.
40. Национально-культурная специфика речевого поведения // Под ред. А.А. Леонтьева, Ю.А. Сорокина, Е.Ф. Тарасова. – М., 1987.
41. Ниренберг Д,, КалероТ. Читать человека – как книгу. М., 1990.
42. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
43. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека. М.: МГУ, 1987.
44. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – М., 2000.
45. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии и теории. – СПб., 1999.
46. Петровская Л. А. Компетентность в общении. – М.,1989.
47. Познание и общение. /Под ред. Б. Ф. Ломова и др. – М, 1988.
48. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М., 2006. – 86 с.
49. Психологические исследования общения / Отв. ред.Б. Ф.Ломов и др. М., 1985.
50. Психология влияния: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000.
51. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бре-ус. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
52. Резников Е. Н. Межличностное восприятие и понимание. Межличностные отношения //Современная психология. – М., 1999. – С. 508-523.
53. Скрипкина Т. П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов-на-Дону, 1997.
54. Соколова-Бауш Е О Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте. Дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. – М,; МГУ, 1999.
55. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
56. Станкин М. И. Психология общения: Курс лекций. – М., 1996.
57. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – М., 2000. – 87 с.
58. Холд Б., Шлейд М. Значение человеческих запахов при несловес-ной коммуникации (№ Е-10567). – М., 1983.
59. Шевякова Л.П. Средства коммуникативного воздействия в образовательном процессе // Коммуникация и образование. Сборник статей. Под ред. С.И. Дудника. – М, 2007. – 86 с.
60. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.