ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМОВ И ПРОЯВЛЕНИЙ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ И СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Речевые нарушения при дислалии
1.2. Речевые нарушения у детей при стертой дизартрии
Выводы к главе I
ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ ДИСЛАЛИИ И СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ
2.1. Дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии
2.2. Анализ методических подходов к коррекции речевых нарушений у детей при дислалии и стертой дизартрии
Выводы к главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Среди разнообразных речевых нарушений в детском возрасте большую трудность для дифференциальной диагностики и логопедической работы представляют функциональная дислалия и легкая форма дизартрии.
Анализ случаев детей с дислалией и легкой дизартрией показал, что для понимания данных речевых расстройств недостаточно изучение особенностей собственно речевого нарушения. Патология речи (нарушение звукопроизношения) ограничивает способности и социальные возможности ребенка, отражается на всей его личности, в ряде случаев является причиной отрыва от коллектива. Стесняясь своего речевого дефекта, ребенок становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. Дефекты речи в большинстве случаев являются причиной неуспеваемости его в школе.
Кроме того, наблюдаются и такие явления, когда ослабление только отдельных компонентов психики – внимания и памяти ребенка – отрицательно отражались на его успехах по устранению речевого дефекта. Особое влияние на речевую, следовательно, и психические функции, оказывает наличие органической неврологической симптоматики. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что наиболее плодотворным является такой подход к ребенку, при котором внимание исследователя сосредотачивается не только на изолированных симптомах (речи), но и на расстройстве целостной сложной системы всего организма [11].
Цель данной работы – изучить психоречевое развитие детей с дислалией и стертой формой дизартирии.
Объект исследования – дислалия и дизартрия как речевые нарушения.
Предмет исследования – речевые нарушения при дислалии и стертой дизартрии у детей.
Задачи:
- изучить речевые нарушения при дислалии;
- рассмотреть особенности проявления нарушений при стертой дизартрии;
- выявить возможность дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии;
- провести анализ методических подходов к коррекции речевых нарушений у детей при дислалии и стертой дизартрии.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, логопедической, методической литературы по проблемам дислалии, дизартрии и нарушений звукопроизношения; синтез; обобщение.
1. Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТ, 2006. – 141 с.
2. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. – 2000. – №1. – С.24-26.
3. Ланцов А.А. Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. – СПб.: Наука, 1994
4. Левина Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.: Наука, 2004
5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2007. – 704 с.
6. Логопедия: методические традиции и новаторство. / Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. – М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 336 с.
7. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения. Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена. // Дефектология. – 1986. – №2.
8. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В.. – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
9. Ляпидевский С.С., Шаховская С.Н. Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. – М.: Просвещение, 1973
10. Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 3. – М.: Просвещение, 1967
11. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальгых педагогических учебных заведений: В 2 тт. – Т.1. – М.: ВЛАДОС, 2007. – С.54-59.
12. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М.: Просвещение, 1985. – 264с.
13. Мелехова Л. В. Дифференциация дислалий. Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С.Ляпидевского. Вып. 3. – М.: Просвещение, 1967.
14. Омелъченко Н. А. Косноязычие и его связь с аномалиями зубочелюстной системы и слухом. – М.: Медгиз, 1961
15. Панченко И.И. Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. Сб. трудов. – М.: Просвещение, 1973
16. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правиль¬но. – СПб.: Дельта, 2004. – С.17-45.
17. Парамонова Л.Г. Изучение и коррекция речевых расстройств. – М.: ВЛАДОС, 2004 . –С.54.
18. Парамонова Л.Г. О состоянии звукопроизношения у детей дошкольного возраста / 5-е Царскосельские чтения // научно-теоретическая межвузовская конференция. – СПб., 2001
19. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2008. – 157 с.
20. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. – М.: Просвещение, 1974. – 196 с.
21. Токарева О.А. Дизартрии. – В кн.: Расстройства речи у детей и подростков. / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969.
22. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959