Введение
1. Психолого-педагогическая работа по профилактике нарушений письма
1.1. Система профилактики нарушений речи у детей
1.2. Развитие навыков письма в онтогенезе
1.3. Особенности профилактики нарушений письма у детей с ФФНР
2. Изучение предпосылок письма у детей с ФФНР
2.1. Организационные методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования устной речи
2.3. Анализ результатов исследования неречевых функций
3. Разработка комплекса мероприятий по профилактике нарушений письма у детей с ФФНР
3.1. Общие подходы к организации работы по профилактике нарушений письма у детей
3.2. Содержание и методы работы учителя-логопеда
3.3. Взаимодействие учителя-логопеда с другими специалистами и родителями
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
В настоящее время количество детей с нарушениями речи не уменьшается, речевые нарушения у детей становятся тяжелее: увеличивается количество сочетанных дефектов развития, снижается заинтересованность семьи в преодолении нарушений, по-прежнему отсутствует должная коррекционно-медицинская поддержка. Существующая в настоящее время широкая сеть детских садов и групп для детей с нарушениями речи решает в основном задачу преодоления нарушений устной речи, при этом задача предупреждения и преодоления нарушений чтения и письма решается далеко не в полном объеме.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что пятый год жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковом потоке.
Цель курсовой работы раскрыть систему профилактики совместной работы логопеда и воспитателя в работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, через анализ литературы и практическое исследование.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- описать систему профилактики нарушений речи у детей;
- проследить развитие навыков письма в онтогенезе;
- выявить особенности профилактики нарушений письма у детей с ФФНР;
- провести изучение предпосылок письма у детей с ФФНР
- рассмотреть общие подходы к организации работы нарушений письма у детей;
- изложить содержание и методы работы учителя-логопеда;
- описать приемы взаимодействия учителя-логопеда с другими специалистами и родителями.
Гипотеза:
Если такие предпосылки дисграфии, как: нарушение состояния слуховой дифференциации акустически близких звуков, нарушение состояния звукопроизношения, нарушение сформированности элементарных видов фонематического анализа слов, нарушение сформированности зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, нарушение состояния словарного запаса и грамматического строя речи появляются задолго до овладения детьми письменной речью, то профилактика нарушений письма в дошкольном возрасте за счет устранения ее предпосылок и с учетом использования специально создаваемой «ситуации письменной речи» может быть очень эффективной.
1. Агеева Е.Б. Модель логопедического процесса в общеразвивающих дошкольных учреждениях. – Тольятти, 1993. – 120 с.
2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
3. Гогуадзе Т. Дизграфия. Диагноз по рисунку. – М., 2003. – 44 с.
4. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1998. – 78 с.
5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: М и М, 1997. – 286 с.
6. Колповская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения // Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С.187-207.
7. Лангмейер И. Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авиценум, 1984. – 334 с.
8. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
9. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М: ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
10. Моисеева Л., Рахманова Е., Фунтикова Н. О подготовке руки к письму // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12. – С. 33-44.
11. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.– СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001.– 240 с.
12. Предупреждение речевых нарушений. URL: http://logopedia.by/?p=1010
13. Дворецкая Г.С. Система работы по профилактике нарушений письма // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку / Сборник статей. – М., 1999. – С.41-46.
14. Степанова О.А. Формы организации развивающе-коррекционной работы с детьми риска в дошкольных образовательных учреждениях // Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку / Сборник статей. – М., 1999. – С.53-57.
15. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.– 288 с.
16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М: МНЭПУ. 1999. – 80 с.
17. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. -М.: Юристъ, 1997. – 254 с.
18. Ярош Т.А. Предупреждение нарушений письма и чтения. URL: http://www.uaua.info/obucheniye/article-8852-preduprezhdenie-narusheniy-pisma-i-chteniya/