Введение
Глава 1. Анализ методологических подходов к обследованию речи детей дошкольного возраста 5-6 лет
1.1. Проявление нарушений речи детей 5-6 лет
1.2. Методы обследования речи детей дошкольного возраста
Глава 2. Обследование детей 5-6 лет по схеме Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой
2.1. Организация и методы обследования
2.2. Анализ результатов обследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологов и педагогов, но и лингвистов. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:
– отстает психическое развитие ребенка;
– замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;
– появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);
– возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.
Цель данной работы – изучить проявления нарушений речи у детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Задачи:
1. Рассмотреть методы обследования речи детей дошкольного возраста.
2. Изучить проявление нарушений речи детей 5-6 лет.
3. Описать организацию и методы обследования.
4. Проанализировать результаты обследования речи детей по методике Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы; эксперимент.
База исследования: муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 272 комбинированного вида «Березка» 603123, г. Новосибирск, ул. Ереванская, 4 (1 корпус). В исследовании приняли участие 3 дошкольников старшего дошкольного возраста.
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319с.
2. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса, 2-е изд. – М., 2007. – 296с.
3. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия – М.: ВЛАДОС, 2009. – 287с.
4. Венгер Л.А. Психология: Учеб. пособие – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
5. Выготский Л.С. Психология – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи – М.: Просвещение, 1961. – 365с.
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М., 1990. – 294с.
8. Иншакова О.Б. Логопедическое обследование – М., 1999. – 151с
9. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения – М.: Педагогика, 2007, Т.1. – С.227.
10. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей – СПб.: Речь, 2003. – 330с.
11. Левина Р.Е. Нарушения чтения и письма у детей – М.: Учпедгиз, 1966. – 231с.
12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведений М.: Педагогика,1983. – Т.1. – 392с.
13. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680с.
14. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования – М.: Издат. Центр «Академия», 2002. – 352с.
15. Лурия А.Р. Язык и сознание – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416с.
Всего 28 источников.