ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССОВ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых учащихся
1.2. Развитие образной памяти в онтогенезе
1.3. Развитие когнитивных процессов образной памяти у умственно отсталых детей
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2.1. Уроки русского языка в развитии когнитивных процессов у умственно отсталых учащихся
2.2. Исследование когнитивных процессов образной памяти у умственно отсталых учащихся 3 классов
2.3. Методика развития когнитивных процессов образной памяти у умственно отсталых учащихся 3 классов в процессе обучения русскому языку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Важнейшей задачей современного общества, российского государства и отечественной коррекционной науки является комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушениями интеллекта.
По данным Министерства образования, в 2010–2011 учебном году в обычных школах России обучалось 142,659 тыс. детей-инвалидов, в коррекционных классах обычных школ – 148074 детей-инвалидов. В коррекционных школах и школах-интернатах – 210842 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 21,3% – 10152 школьников с умственной отсталостью различной степени, часть из которых обучается по системе надомного образования. Адаптация их к социуму, процессы интеграции, инклюзии зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности когнитивных процессов [4, c. 98].
Цель данной работы – выявить особенности развития когнитивных процессов образной памяти у умственно отсталых учащихся 3 классов в процессе обучения русскому языку.
Объект исследования – образная память учащихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования – уроки русского языка как средство развития образной памяти учащихся с умственной отсталостью.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику умственно отсталых учащихся.
2. Рассмотреть когнитивные процессы образной памяти у умственно отсталых учащихся.
3. Изучить уроки русского языка в развитии когнитивных процессов у умственно отсталых учащихся.
4. Разработать методику развития когнитивных процессов образной памяти у умственно отсталых учащихся 3 классов в процессе обучения русскому языку.
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 320 с
2. Алексеева О.А. Текстовая задача как метод педагогической диагностики умственного развития младших школьников // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2008. – № 3. – С. 130-140.
3. Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 320 с.
4. Бгажнокова И. М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития / И. М. Бгажнокова // Дефектология. – 2004. – № 3. – С. 51-54
5. Бетанова С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости // Вестник Московского государственного областного университета. – 2012. – № 3. – С. 97-107.
6. Брюховских Л.А. Особенности понимания речи у детей с умственной отсталостью // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2009. – № 1. – С. 82-87.
7. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики: Учеб. пособие / Т.В. Варенова. – Мн.: ООО «Асар», 2003. – 288 с
8. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
9. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.: Школа Пресс, 1994. – 200 с.
10. Воронкова В.В., Дмитриев А.А., Горшенков И.А. Олигофренопедагогика: учеб, пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2009. – 397 с.
Всего 27 источников