ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ
1.1 Понятие и характеристика амблиопии и косоглазия
1.2 Особенности развития речи детей с амблиопией и косоглазием
1.3 Организация коррекционной работы по развитию связной речи детей с амблиопией и косоглазием
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С АМБЛИОПИЕЙ И КОСОГЛАЗИЕМ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Описание коррекционной работы, направленной на развитие связной речи посредством моделирования
2.3 Эффективность проведенной коррекционной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Формирование связной речи у детей с амблиопией и косоглазием – сложный процесс, требующий целенаправленного, систематического коррекционно-логопедического воздействия. Трудности обучения детей с нарушением зрения инициативной связной речи обусловлены рядом причин:
- недостаточным использованием сохранных анализаторов детьми с частичным зрительным дефектом;
- обедненностью предметных представлений, свойственной всем дошкольникам с особенностями в развитии;
- недоразвитием чувственной основы становления речи.
Цель исследования – разработать и описать организацию коррекционной работы по развитию связной речи детей с амблиопией и косоглазием.
Объект исследования – связная речь детей с амблиопией и косоглазием.
Предмет исследования – коррекционная работа по развитию связной речи детей с амблиопией и косоглазием.
Гипотеза исследования: предполагаем, что использование моделирования в коррекционной работе является эффективным средством развития связной речи детей с амблиопией и косоглазием.
Задачи:
1. Дать характеристику амблиопии и косоглазия.
2. Рассмотреть особенности развития речи детей с амблиопией и косоглазием.
3. Провести исследование развития связной речи детей с амблиопией и косоглазием.
4. Разработать и апробировать программу по развитию связной речи детей с амблиопией и косоглазием.
1. Багдонас А. Сенсорика при нарушении зрения / А. Багдонас. – Вильнюс, 2001. – 124с.
2. Башкирова И. Л. Взаимодействие педагога и семьи ребенка с нарушениями зрения: учебно-методическое пособие / И. Л. Башкирова. – Минск: БГПУ, 2009. – 76 с.
3. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С.Выготский. – СПб: Питер, 2003. – 181 с.
4. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения: Методические рекомендации / Л.А. Дружинина. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 206 с.
5. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 116 с.
6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.П.Ермаков, Г.А.Якунин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
7. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
8. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие/А.Г.Литвак. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. – 271 с.
9. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
10. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник/Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2000. – 255 с.
11. Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т.И.Нагаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 92 с.
12. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / под. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Образование, 1995. – 104 с.
13. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие / Л.И.Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999. – 242 с.
14. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования / Л.И.Плаксина. – М.: РАОИКП, 1991. – 96 с.
15. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. Учебное пособие. – М., 2003.
16. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О.Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
17. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста / Л.И.Солнцева. – М.: Просвещение, 1980.
18. Солнцева Л.И. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности / Л.И.Солнцева, Л.А.Семенов. – М.: ВОС, 1989. – 80 с.
19. Соколова Н.Г. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения / Н.Г.Соколова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 96 с.
20. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464 с.