Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования развития читательской самостоятельности на уроках литературного чтения
1.1. Понятие читательской самостоятельности
1.2. Методы и приемы развития читательской самостоятельности на уроках литературного чтения
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в 4 классе
2.1. Организация и методы исследования исходного уровня читательской самостоятельности четвероклассников
2.2. Методика развития читательской самостоятельности младших школьников
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы
За последние два десятилетия резко упала читательская активность детей и молодежи. Сначала врагом чтения называли телевизор, а в конце прошлого века врагом номер один стал компьютер.
Чем же так страшна утрата потребности в чтении? Во-первых, обедняется словарный запас, понижается уровень интеллектуальных и познавательных возможностей. Во-вторых, нарушается процесс вхождения молодого человека в общество, знакомства с его моральными и духовными ценностями. В-третьих, нечитающие дети, вырастая и становясь родителями, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений. В-четвертых, развивающаяся на базе детского «нечтения» неграмотность взрослых приводит зачастую к несчастным случаям, а порой и гибели людей. Формально – люди грамотны, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит глубоко понимать прочитанное, вникать в смысл текста. Таким образом, от состояния чтения, читательской активности в обществе зависит духовное здоровье нации, развитие формирующейся личности.
В 60-е годы XX в. в одной из статей журнала «Начальная школа» была поставлена проблема необходимости формировать у всех без исключения детей в процессе обучения чтению новое личностное качество, обозначаемое термином «читательская самостоятельность», и заявлена возможность решения этой проблемы. Автором теории формирования читательской самостоятельности стала доктор педагогических наук, профессор Наталия Николаевна Светловская [36-38]. Идеи Н.Н. Светловской увлекли вдумчивых учителей, методистов, преподавателей вузов. В 80-е годы сложилась научная методическая школа формирования читателей, в которую вошли исследователи со всего Советского Союза, а также зарубежные педагоги.
Цель данной работы – изучить теоретические основы развития читательской самостоятельности и апробировать методику развития читательской самостоятельности на уроках литературного чтения у учащихся 4 класса.
Объект исследования – читательская самостоятельность младших школьников.
Предмет исследования – методы и приемы развития читательской самостоятельности младших школьников.
Задачи:
1. Изучить понятие читательской самостоятельности.
2. Рассмотреть методы и приемы развития читательской самостоятельности на уроках литературного чтения.
3. Провести исследования для выявления исходного уровня читательской самостоятельности четвероклассников.
4. Апробировать методику развития читательской самостоятельности младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; сравнение; обобщение; синтез.
2. Эмпирические методы: тестирование; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – М., 2009
2. Беньковская Т.Е. Постановка и решение проблемы воспитания читателя-школьника в методике преподавания литературы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – № 2. – С. 125-134.
3. Беньковская Т.Е. Теоретико-методологические основы разработки и решения проблемы чтения в методических системах и школах XVIII-XX вв. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. – 2010. – № 2. – С. 78-83.
4. Бодрова И.В. Развитие читательской самостоятельности у младших школьников // Начальная школа. – 2008. – № 8. – С. 38-42.
5. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников // Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / под общ. ред. проф. Т.Г. Рамзаевой. – СПб.: Специальная литература, 1996. – С. 46-49.
6. Григорьева Е.Ф. Читательская позиция современного школьника // Русская словесность. – 2007. – № 2. – С. 35-39.
7. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н.Зайцев. – М.: Просвещение, 2001. – 32 с.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М., 2004. – 175 с.
9. Калашникова С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальных классов. – Омск: Омск. гос. ун-т., 2004. – 44 с.
10. Касьянова З.А. Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте // Начальная школа. – 2010. – № 4. – С. 11-13.
Всего 41 источник