ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СВЕТОТЕНИ
1.1. Светотень. Условия и закономерности освещения предметов
1.2. Значение светотени в рисунке
2. ОБУЧЕНИЕ НАТЮРМОРТУ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
2.1. Натюрморт как учебный жанр
2.2. Восприятие композиции натюрморта младшими школьниками
2.3. Методика работы над рисованием натюрморта
2.4. Примеры рисования натюрморта в начальной школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для современного художественного мировоззрения проблема света имеет во многом технический характер: свет лепит форму, образует тени, мы говорим о существовании светового пространства, светотональных отношениях. Таким образом, все нередко сводится к графическому мастерству, к рисунку, к средству выявления и лепки формы. Смысловая нагрузка ограничивается передачей настроения: резкими контрастными или мягкими световыми отношениями создается то или иное чувственное впечатление. Свет для современного художественного мироощущения, в первую очередь, все-таки физическая категория, важное изобразительное средство и лишь затем философско-эстетическое понятие.
Такой подход существовал не всегда. Он является результатом культурного длительного развития, изменения философских и естественнонаучных представлений о природе света. Для нас свет – излучение, волна, частица, энергия, попадающая на тело и отражающаяся от него, позволяющая увидеть его в отраженном свете.
Тон, светотень в рисунке играют основополагающую роль, так как передача изображения в рисунке строится на тональных отношениях объектов, на передаче их световых характеристик. Это связано с восприятием глазом человека окружающих объектов, которое происходит благодаря определенной тональной характеристике этих объектов, их разнице по отношению друг к другу, к среде. Поэтому тон – основное средство в передаче изображения объектов. Реалистическое рисование подразумевает передачу определенных, конкретных свойств и качеств, присущих изображаемым объектам, таких как материальность, объем, пространство, в котором находятся объекты. Тоном моделируется форма объектов в целом и детали, лежащие на большой форме. В конечном итоге, задачей тона, светотени является передача иллюзорности пространства и объемов, изображаемых на плоскости.
Цель работы – изучить роль и закономерности светотени, а также обучение натюрморту младших школьников в начальных классах.
Объект исследования – светотень в рисунке.
Предмет исследования – роль и закономерности светотени и обучение натюрморту младших школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть условия и закономерности освещения предметов.
2. Изучить значение светотени в рисунке.
3. Выявить восприятие композиции натюрморта младшими школьниками.
4. Проанализировать методику работы над рисованием натюрморта в начальной школе.
1. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта: учеб. пособие для студентов вузов Н.П. Бесчастнов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 255 с.
2. Вавилин В.Ф., Вавилин В.В., Моисеенко В.А., Федин В.А. Рисунок: учебное пособие. – Саранск: Издательство Мордовского университета, 2004. – 104 с.
3. Волкова Т.И. Рисунок: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – 144 с.
4. Калле П. Карандаш. Искусство владения техникой / пер. с англ. С.И. Ананин. – Мн.: ООО «Попурри», 2000. – 160 с.
5. Кузьмина И.Б. Светотеневые закономерности и тонально-графические средства в декоративно-прикладном искусстве // Дизайн. Материалы. Технология. – 2013. – Т. 2. – № 27. – С. 101-106.
6. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
7. Сенин В., Коваль О. Школа рисунка карандашом. Натюрморт, пейзаж, портрет. – Харьков: Книжный клуб, 2007. – 90 с.
8. Смит А. Энциклопедия рисования. – М.: Росмен, 2008. – 128 с.
9. Станьер П. Пособие по техникам рисования. Справочник художника. – М.: АСТ, АСТРЕЛЬ, Харвест, 2007. – 207 с.
10. Шалаева Г.П. Учимся рисовать. – М.: АСТ, Слово, 2009. – 201 с.
11. Шембель А.Ф. Основы рисунка. – М.: Высшая школа, 1994. – 159 с.