Введение
Глава I. Специфика развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста
1.1. Понятия о монологической речи. Характеристика монологической речи
1.2. Развитие монологической речи в дошкольном возрасте в онтогенезе
1.3. Методы развития монологической речи детей дошкольного возраста
Глава II. Специфика развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста ОНР
2.1. Особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР
2.2. Роль игрушки в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР
2.3. Методика проведения организованной образовательной деятельности с игрушками для развития монологической речи
Заключение
Список литературы
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Однако пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития речи, по оценке Т.А. Ладыженской, только начинает формироваться, в ней еще недостаточно разработаны основополагающие категории и понятия, такие как разделы работы по развитию связной речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития этого вида коммуникации.
Цель данной работы – изучить возможности применения игрушки в развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – процесс развития связной монологической речи.
Предмет исследования – роль игрушки в развитии связной монологической речи у дошкольников с ОНР.
Задачи:
1. Изучить понятие о монологической речи.
2. Рассмотреть развитие монологической речи в дошкольном возрасте в онтогенезе.
3. Выявить методы развития монологической речи детей дошкольного возраста.
4. Проанализировать особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
5. Рассмотреть роль игрушки в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
6. Изучить методику проведения организованной образовательной деятельности с игрушками для развития монологической речи.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; сравнение; обобщение; синтез.
1. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова и др. – СПб.: Речь, 2001. – 117 с.
2. Белякова Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормальной речью / Л.И. Белякова, О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, З.З. Фигередо // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991. – С.72-88.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
4. Воробьева, В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи / В.К. Воробьева // Дефектология. – 1990. – №4. – С.40-47.
5. Глухов В.П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов // Дефектология. – 1986. – №6. – С.16-20.
6. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием: Учебно-метод. пособие для студентов дефектол. фак. пед. вузов / В.П. Глухов. – М.: Грааль, 2001. – 232 с.
7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
8. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О.Е.Грибова – М.: Айрис-пресс, 2008. – 91 с.
9. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. – 4-е изд., перераб. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 112 с.
10. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие / Н.С.Жукова. – М.: Соц.-полит, журн., 2004. – 96 с.
11. Иншакова О.Б. Логопедическое обследование / О.Б.Иншакова. – М., 1999. – 151 с.
12. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А.Каше. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.
13. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: Учеб. пособие для студентов пед.вузов по специальности «Логопедия» / Под ред. Ю.Ф. Гаркуша. – М.: Ин-т общегуманит. исслед.: Секачев, 2002. – 128 с.
14. Малиованова Е.Л. Понимание сложных лексико-грамматических конструкций дошкольниками с ОНР 3 уровня / Е.Л. Малиованова // Сборник трудов участников VIII Межвузовской конференции молодых ученых. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2007. – С.111-113.
15. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П.Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К.Лотарев, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
16. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР / Н.В. Нищева. – СПб., 2001. – 177 с.
17. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Сост. Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина. – М: Просвещение, 1989. – 198 с.
18. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 10. – С. 16-21.
19. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б.Филичева, А.Р.Соболева. – Екатеринбург: АРГО, 1996. – 80 с.
20. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Альфа, 1993. – 103 с.