Введение
Глава 1.
1.1 Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека
1.2 Социальная ситуация развития
1.3 Нравственность, духовность, социальность в зрелом возрасте
1.4 Межличностные отношения в зрелом возрасте
1.5 Любовь
Выводы
Глава 2
2.1 Семейный цикл
2.1 Родительство
2.3 Кризис середины жизни
2.4 Мужчины в середине жизни
2.5 Женщины в середине жизни
3. Исследовательская работа
3.1 Кризисные явления семьи. Развод
Заключение
Список литературы
Проблема развития индивида, становление его как личности – кардинальная проблема в системе психологических знаний. Как неповторимо детство человека, также неповторимо продолжение его жизненного пути от молодости до старости. Процесс развития продолжается во взрослом, зрелом и позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на работе, в межличностных отношениях), оптимистическая и пессимистическая жизненная позиция – всё это и многое другое присуще людям в зрелом возрасте.
В данной работе изложены основные характеристики зрелого человека, так как именно в этом возрасте личность находится в центре возрастной периодизации и ответственность которую он несёт за свою жизнь, за жизнь старшего и будущего поколения целиком лежит на его плечах.
Все, что связано с психологией взрослого человека нечетко, неясно и противоречиво излагается, потому что психология взрослого – одна из наименее разработанных возрастных психологий. Необходимо рассмотреть также кризис среднего возраста, так как период с 35 до 60 лет – время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Одни могут быть удовлетворены собой, для других анализ прожитых лет может стать болезненным процессом. Ученые исследовали данный вопрос и выявили несколько составляющих присущих кризису середины жизни:
- Беспокойство относительно будущего
- Негативная оценка карьерного пути
- Негативная переоценка супружеских отношений
Поэтому основной целью курсовой работы является выявление влияния кризиса середины жизни на супружеские отношения, а именно на осуществление бракоразводных процессов.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Изучить общую характеристику зрелого возраста
- Дать понятие кризиса середины жизни
- Используя анализ статистических данных показать влияние кризиса среднего возраста на осуществление бракоразводных процессов.
Предмет – кризис среднего возраста
Объект – люди среднего возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что на кризис среднего возраста приходится большая часть разводов.
- Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость. – М.: Академия, 2013
- Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М.: Владос, 2014
- Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М.: Академия, 2012
- Ермолаева М.В. Психология развития. – М., 2011
- Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. – С-Пб., Владос-пресс, 2012
- Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. – М.: Институт психологии, 2013
- Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2012
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Сфера, 2012
- Массен П., Конгер Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте. Психология личности, тексты. – М., 2011
- Покрасс М.Л. Залог возможности существования. Четвертая категория существования. – Самара: Бахрах, 2014
- Покрасс М.Л. Терапия поведением. Методика для активного психотерапевта и для всех ищущих выхода. – Самара: Бахрах, 2014
- Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2012
- Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. – СПб.: Алетейя, 2011
- Толстых А.В. Возрасты жизни. – М.: Академия, 2012
- Торндайк Э. и др. Психология обучения взрослых. – М.-С-Пб., 2012
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999 Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 2011