Введение
Глава 1. Теоретический анализ применяемых психолого-педагогических методов при оценке уровня готовности ребенка к школьному обучению
1.1 Сущность понятия «готовность к школе»
1.2 Факторы, влияющие на готовность ребенка к школьному обучению
1.3 Психолого-педагогические методы определения готовности ребенка к школьному обучению
Глава 2. Изучение возможностей использования психолого-педагогических методов определения готовности ребенка к школьному обучению
2.1 Основные положения исследования
2.2 Рекомендации родителям по совершенствованию работы по подготовке детей к школьному обучению
Заключение
Список использованной литературы
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. В соответствии с этой целью в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать проявлений школьной дезадаптации.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка, поэтому методы, используемые для определения готовности должны быть наиболее адекватными и комплексными. Это и определило выбор темы курсовой работы.
Темой нашей работы является: «Анализ психолого-педагогических методов определения готовности ребенка к школьному обучению».
Цель работы: проанализировать основные психолого-педагогические методы определения готовности ребенка к школьному обучению.
Объект исследования: процесс готовности к школьному обучению.
Предмет исследования: методы определения готовности ребенка к школьному обучению.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- изучение и анализ литературы по теме исследования;
- определение сущности понятия «готовность ребенка к школьному обучению»;
- определение и краткая характеристика основных факторов, влияющих на подготовку ребенка к школе;
- анализ психолого-педагогических методов определения готовности ребенка к школьному обучению;
- эмпирическое исследование на данную тему, формулировка выводов.
Основными методами исследования являются анализ литературы, обобщение и систематизация материалов, тестирование, наблюдение.
- Бениаминова М.В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада. – М.: Медицина, 1991.
- Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению. // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М., 1995. (132 -142 стр.).
- Будницкая И.Г. Ребёнок идет в школу/Библиотека для родителей. – Волгоград, 1998
- Венгер Л. А.. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания.– М., 1986.
- Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса. - М: Просвещение,
- Вьюнова Н.И.. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. / М.: 2003.- 121 стр.
- Дубровина И. В.. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ООО ТЦ «Сфера», 1997. – 528 стр. (123 – 125 стр.).
- Жуковская Н. П. Диагностика психологической готовности к школе. // Мир библиографии. С-Пб. 2004 №2 (14 – 18).
- Козлова С. А. Дошкольная психология: Учеб, пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издат. Центр « Академия», 2001. – 336 стр. (35 - 37, 299 – 306 стр.).
- Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома.- М.: Социс, 1995.
- Мир детства. Дошкольник. - М.: Развитие, 1987.
- Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога.– М.: ООО ТЦ «Сфера», 2001. – 560 стр. (160 – 163 стр.).
- Островская Л.З. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
- Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. – Ростов н/Дону: Феникс, 2000.
- Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. – Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 1993.
- Пантина Н.С. Становление интеллекта в дошкольном детстве. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1996.
- Подготовка ребенка к школе. – Томск, Пеленг, 1994.
- Подготовка ребенка к школе: работа воспитателя. – Минск: Школа, 1999.
- Подготовка ребенка к школе: психологический аспект. – Томск, Пеленг, 1996.
- Психологическая помощь родителям дошкольников. – Тверь: Радуга, 2005.
- Рабочая книга воспитателя детского сада. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004.
- Турченко В. И. Актуальные проблемы дошкольной педагогики. - Магнитогорск: МаГУ, Ч 2.: 2003.
- Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у 6 – летних детей. // Дошкольное воспитание.- 1989. - №3. (53 -57 стр.).
- Усова А.Л. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение. 1998.
- Шадриков В. Д..Письмо Минобразования РФ от 22 июля 1997 года № 990/14 – 15 «О подготовке детей к школе».// Настольная книга детского психолога (296-298 стр.).