Введение
Глава I. Психическое развитие ребенка первого года жизни
Глава II. Значение общения в младенческом возрасте для психического развития
2.1. Влияние матери на генезис общения ребенка со взрослым в концепциях Л.С. Выготского и М.И. Лисиной
2.2. Вклад младенца в общение
2.3. Вклад родителей в общение
2.4. Формирование общения в младенческом возрасте как предпосылка развития общения в раннем детстве. Нарушения общения
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Изучение превербальной коммуникации в раннем возрасте - очень увлекательное и волнующее занятие, так как оно связано с таинственным и трогательным миром младенчества, когда на свет появляются первые ростки человеческой души. Это относительно молодое направление в психологии развития переживает в наше время настоящий исследовательский бум. Не удивительно - ведь в данной области исследования сфокусированы интересы нейропсихологии, психологии развития, психолингвистики. Со стороны практиков - психологов, психотерапевтов, психоаналитиков - существует огромный интерес к пониманию истоков общения и речи, так как именно им приходится иметь дело со сложными, порой таинственными, трудно объяснимыми последствиями нарушений развития, произошедших в самом начале жизненного пути пациентов[1].
Впервые определяющее значение раннего детского опыта для дальнейшего психического развития ребенка было постулировано в психоаналитической теории. Занимаясь ретроспективным поиском следов переживаний детства, 3. Фрейд заложил основу новой традиции в психиатрии и психологии. Опыт, пережитый ребенком в этот период, стал рассматриваться как фундамент дальнейшего психического развития, и ему было приписано решающее значение в возникновении возможных невротических и психических нарушений у взрослых пациентов. М. Риббл впервые выдвинула идею о том, что отсутствие материнской любви и заботы может вызвать физические и психические нарушения.
Уже тогда в детской психиатрии существовало представление об исключительной значимости материнского ухода для успешного психического развития ребенка. Материнская забота рассматривалась как незаменимая, а успешность развития взаимоотношений между матерью и ребенком ставилась в исключительную зависимость от уровня эмоционального контакта в паре.
Доказывая, что ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым, Лисина провела серию экспериментов, в которых показала, что и познавательное развитие, а не только развитие эмоций и речи, связано с общением со взрослым.
Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность ведущего типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности - другой человек. Но если предмет деятельности - другой человек, то эта деятельность и есть общение.
М. И. Лисина считает, что до 5-6 месяцев у ребенка преобладает ситуативно-личностное общение со взрослым, с развитием действий общение становится ситуативно-деловым (между ребенком и взрослым встает предмет - игрушка).
Сегодня психиатры и психотерапевты признали, что развитие младенца может быть рассмотрено лишь в контексте его отношений с матерью или другими ухаживающими лицами из его социального окружения, а ранние формы интеракции означают больше, чем простой эмоциональный взаимообмен.
Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему моей работы «Роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста» актуальной и своевременной.
Цель работы: Проанализировать роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста.
Объект исследования – психологическое развитие ребенка младенческого возраста.
Предмет исследования - роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста.
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи работы:
- Рассмотреть особенности психического развития ребенка первого года жизни.
- Теоретическое исследование значения общения в младенческом возрасте для психического развития.
Результаты теоретического исследования должны подтвердить существующие положения:
- о доминирующей роли взрослого в общении с ребенком младенческого возраста;
- выявить особенности материнского общения или лиц, заменяющих мать в пренатальном, натальном и постнатальном периодах.