ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.2. Лингвистические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Методические основы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.3.1. Методы и приемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.3.2. Анализ программ ДОО и методических пособий к ним с точки зрения возможности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что важной задачей дошкольного образования на современном этапе является формирование у дошкольников потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. Одно из решающих условий решения этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения зависит от того, насколько хорошо дошкольники овладеют родным языком, речевыми навыками и умениями.
Таким образом, развитие речи дошкольника – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями.
Объект исследования – процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и составить комплекс упражнений, направленный на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
− проанализировать психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
− описать психолого-педагогические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
− описать лингвистические основы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
− описать методы и приемы формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста;
− проанализировать в современных образовательных программах разделы, посвященные речевому развитию детей дошкольного возраста, с целью определения возможности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
− произвести качественный и количественный анализ результатов диагностики;
− составить задания для комплекса упражнений, направленные на формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В работе применялись различные методы:
− диагностика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
− качественный и количественный анализ результатов диагностики;
− анализ литературы по проблеме исследования.
База исследования: МБДОУ Беласовский детский сад, старшая группа в количестве 18 детей.
1. Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. М.: Логос, 2004. 304 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: ВЛАДОС, 2000. 256 с.
3. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред.: Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. М.: Академа, 1997. 223 с.
4. Алферов А.Д. Психология развития школьников, Ростов-на- Дону: изд-во «Лабиринт Пресс», 2005. 233 с.
5. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. М.: Владос, 2005. 280 с.
6. Бабнева В.М. Роль связной речи в успешности обучения // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2012.№ 16. С. 110-111.
7. Безрукова О.А Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Комплект: Методическая разработка с тестовыми заданиями, Иллюстративное приложение к тестовым заданиям, CD-диск с протоколами обследования речи / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. М.: Каисса, 2008. 86 с.
8. Блинов Г.И. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка, М.: Просвещение, 2006. 129 с.
9. Бондаренко А.А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. М.: Наука, 2009. 277 с.
10. Венгер Л.А., Агаева Е.Л., Венгер Н.Б., Говорова Р.И., Дьяченко О.М., Журова Л.Е., Лаврентьева Т.В., Тарасова К.В., Холмовская В.В., Цеханская Л.И. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания, М.: Педагогика, 1986. 224 с.
11. Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове. М.: Наука, 2006. 275 с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Питер, 2007.421 с.
13. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.:Просвещение, 2008. 309 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Т. 2. М.: Просвещение, 1982. 366 с.
15. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: ВЛАДОС, 2007. 244 с.
16. Глухова В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология. 1990. №6.5 с.
17. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003. 188 с.
18. Гризик Т.И. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва. М.: Просвещение, 2010. 198 с.
19. Горячев М.Д., Долгополова А.В., Ферапонтова О.И., Хисматуллина Л.Я., Черкасова О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. Самара: Издательство «Самарский университет», 2008. 187 с.
20. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду
/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.И. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.: Детство- Пресс, 2006. 211 с.
21. Доронова, Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др. М.: Просвещение, 2007. 211 с.
22. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1985. 112 с.
23. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. М.: Просвещение, 2008.
24. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, Т.К. Тарасова и др. М.: ТЦ Сфера, 1997. 232 с.
25. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М.: ЮНИТИ-ПРЕСС, 2010. 129 с.
26. Капинос В.И. Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М.: Просвещение, 2004. 189 с.
Всего 62 источника литературы