Введение
1. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе
2. Основные проявления нарушений устного высказывания
3. Формы нарушений устного высказывания
3.1. Нарушение голоса у детей
3.2. Нарушение темпо-ритма речи
3.3. Нарушение произношения звуков
Заключение
Список литературы
В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общего и речевого развития, Уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% детей, имеющих нарушения речевого развития. Одним из основных направлений модернизации специального образования является ранняя предупреждающая помощь детям на основе своевременного выявления нарушений в развитии (Н.Н. Малофеев, 1997, 1999, 2003). Это обусловлено возрастающей ценностью раннего возраста как сензитивного периода для становления высших психических функций и личности в целом. Концептуальной основой этого направления стало положение Л.С. Выготского о развитии ребёнка как процессе возникновения новообразований в реальном взаимодействии со средой. Проблема формирования речи у детей раннего возраста с нарушением речеязыкового становления различного генеза является предметом исследования известных ученых в области специальной педагогики. Это исследования Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской, Е.Ф. Архиповой, Е.А. Стребелевой, Ю.А. Разенковой. В логопедии значительный вклад в изучение этой проблемы внесли труды Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, Н.С. Жуковой, Г.В. Чиркиной, О.Е. Громовой и др.
Цель работы – проанализировать особенности нарушения устного высказывания при разных речевых патологиях.
Задачи:
1. Рассмотреть развитие произносительной стороны в онтогенезе.
2. Проанализировать основные проявления нарушений устного высказывания.
3. Изучить формы нарушений устного высказывания при различных патологиях.
1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М.: Просвещение, 1981. – 267с.
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1961. – 365 с.
3. Гриншпун Б.М. Дислалия // Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. – М., 2007. – Т.1. – С.109-138.
4. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. / Под ред. О.Н.Усановой. – М.: Просвещение, 1983. – 95 с.
5. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 160 с.
6. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
7. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
8. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
9. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.
10. Парамонова Л.Г. О состоянии звукопроизношения у детей дошкольного возраста / 5-е Царскосельские чтения // Научно-теоретическая межвузовская конференция. – СПб., 2001
11. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
12. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем. // Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968
13. Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. Пособие для учащихся педучилищ и воспитателей. – М.: Просвещение, 1969
14. Рождественская В.И., Радина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 1999. – С.319-331.
15. Российская Е.Н., Гаранина Л.А.Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.
16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
17. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Учпедгиз, 1959
18. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. – Ч.I. – С.8-119.