Введение
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование изучения лексико-грамматических нарушений
1.1. Развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе
1.2. Причины, механизмы и проявления нарушений лексики и грамматики
Выводы по I главе
Глава II. Анализ методологических подходов к преодолению лексико-грамматических нарушений речи
2.1. Особенности методик формирования лексико-грамматической стороны речи
2.2. Участие специалистов и педагогов в формировании лексико-грамматической стороны речи
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.
В настоящее время остаются нераскрытыми многие вопросы, связанные с изучением дизартрии. В практике работы логопедов при устранении этой формы речевой патологии чаще всего используются традиционные логопедические приемы, применяемые при устранении дислалии, что во многом снижает эффективность логопедического воздействия.
В логопедической теории и практике мало изученными являются вопросы симптоматики, механизмов структуры речевого дефекта у детей со стертой дизартрией, недостаточно разработаны методы ее дифференциальной диагностики; отсутствуют оптимальные методы ее коррекции.
Цель данной работы – проанализировать возможности преодоления нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей с дизартрией.
Объект исследования – лексико-грамматическая сторона речи.
Предмет исследования – нарушения лексико-грамматической стороны речи у детей с дизартрией.
Задачи:
- изучить развитие лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе;
- выявить причины, механизмы и проявления нарушений лексики и грамматики;
- рассмотреть особенности методик формирования лексико-грамматической стороны речи;
- выявить участие специалистов и педагогов в формировании лексико-грамматической стороны речи.
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 343 с.
2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 314 с.
3. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2002. – 1008 с.
4. Выготский, Л. С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский // Детская речь. – 1996. – Ч.1. – С.51.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 1961. – 365 с.
6. Громова, О. В. Методика формирования начального детского лексикона / О.В. Громова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 176 с.
7. Жукова, Н. С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
8. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
9. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2004. – 224 с
10. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Образование, 1994. – 219 с.
11. Лурия, Л. Р. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи / Л.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд., доп. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
12. Моргачева, И. Н. К вопросу о взаимодействии логопеда и воспитателя по закреплению лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР в процессе развития элементарных математических представлений / И.Н. Моргачева, О.Б. Франдо, С.В. Съедина // Дошкольная педагогика. – 2007. – №5. – С.15-17.
13. Панферова, И. В. Преемственность в работе логопеда и других специалистов ДОУ / И.В. Панферова, Л.Н. Филиппова, В.И. Кулаковская // Логопед. – 2007. – №4. – С.10-14.
14. Подобед, С. О. Комплексный подход в коррекции нарушений речи у дошкольников / С.О. Подобед // Логопед. – 2007. – №1. – С.28-32.
15. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 224 с.
16. Тимонен, Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы) / Е.И. Тимонен. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 64 с.
17. Ушакова Т.Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка / Т.Н. Ушакова // Материалы Третьего симпозиума по психолингвистики. – M., 1970. – С.125
18. Филичева, Т. Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Е. Филичева. – М.: Проспект, 2000. – 198 с.
19. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. – Екатеринбург: АРГО, 1996. – 80 с.
20. Фомичева, Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Г.А. Фомичева, Л.П. Федоренко, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
21. Цейтлин, С. Н. Ранние стадии усвоения морфологии / С.Н. Цейтлин // Проблемы детской речи – 1996: Материалы межвузовской конференции. / Под ред. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеевой, Т.А. Кругляковой. – СПб.: Российский государственный педагогический университет, 1996. – 318 с.