Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения формирования произносительной стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией
1.1 Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе
1.2 Особенности развития произносительной стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией
1.3 Анализ программ, методических рекомендаций по формированию произносительной стороны речи у старших дошкольников
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей произносительной стороны речи у старших дошкольников
2.1 Содержание и структура исследования
2.2 Коррекционно-логопедическая работа по формированию произносительной стороны речи у старших дошкольников
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общего и речевого развития, Уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% детей, имеющих нарушения речевого развития. Одним из основных направлений модернизации специального образования является ранняя предупреждающая помощь детям на основе своевременного выявления нарушений в развитии (Н.Н. Малофеев, 1997, 1999, 2003). Это обусловлено возрастающей ценностью раннего возраста как сензитивного периода для становления высших психических функций и личности в целом. Концептуальной основой этого направления стало положение Л.С. Выготского о развитии ребёнка как процессе возникновения новообразований в реальном взаимодействии со средой. Проблема формирования речи у детей раннего возраста с нарушением речеязыкового становления различного генеза является предметом исследования известных ученых в области специальной педагогики.
Цель исследования – разработать систему заданий по формированию произносительной стороны речи у детей 5-6 лет со стертой формой дизартрии.
Объект исследования – особенности произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования – коррекционно-логопедическая работа по формированию произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.
2. Изучить методические подходы к формированию произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
3. Провести исследование, направленное на выявления нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией.
4. Разработать систему коррекционно-логопедических заданий по формированию произносительной стороны речи у детей с дизартрией.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические методы: изучение литературы по теме исследования; эмпирические методы: констатирующий эксперимент.
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 196 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 320 с.
4. Баженова, Л.Б. Игровые приемы на логопедических занятиях / Л.Б. Баженова // Логопедия сегодня. – 2009. – № 1. – С. 68-74.
5. Белозерова, Ю.В. Педагогическая технология формирования предикативной функции речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / Ю.В. Белозерова // Детство. Отрочество. Юность. – 2010. – № 5-6. – С. 1-38.
6. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
7. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 89 с.
8. Волкова, С.Н. Развитие общей артикуляционной моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии (семинар-практикум для педагогов всех возрастных групп) / С.Н. Волкова // Логопед в детском саду. – 2009. – № 5. – С.41-44.
9. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с
10. Горшенева, С.В. Проблемы диагностики дизартрических расстройств в детском возрасте / С. В. Горшенева, О. Ю. Федосова // Логопед в детском саду. – 2009. – №8. – С.34-42
11. Гуровец, Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия / Г.В. Гуровец, С.И. Маевская // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. – М.: МГПИ им. Ленина, 1981
12. Дьякова, Е.А. Логопедический массаж / Е.А. Дьякова. – 2-е изд. испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 96 с.
13. Жукова, Н.С. Формирование устной речи: Учеб.-метод.пособие / Н.С. Жукова. – М.: Соц.-полит, журн., 1994. – 96 с
14. Козырева, Л.М. Развитие речи: Дети 5-7 лет / Л.М. Козырева. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 160 с.
15. Коноваленко, С.В. Упражнения для развития артикуляционной моторики / С.В. Коноваленко // Логопед в детском саду. – 2010. – № 6-7. – С. 35-40.
16. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т.1. – 392 с.
17. Лопатина, Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Л.В. Лопатина // Дефектология. – 2003. – №5. – С.45-51
Всего 35 источников литературы