Введение
Глава 1. Формирование связной речи у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием
1.1. Лингвистические и психолингвистические основы изучения связной речи
1.2. Формирование связной речи в онтогенезе
1.3. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
1.4. Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Выводы по главе
Глава 2. Цель, задачи, методика и организация исследования
2.1. Организация исследования
2.2. Методики исследования
Вывод по главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Однако пути такого обучения недостаточно ясны, так как научно обоснованная теория развития речи, по оценке Т.А. Ладыженской, только начинает формироваться, в ней еще недостаточно разработаны основополагающие категории и понятия, такие как разделы работы по развитию связной речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития этого вида коммуникации.
Все вышесказанное и определяет актуальность исследования
Цель данной работы – выявить особенности связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи и определить коррекционно-логопедическую программу для ее развития.
Объект исследования – связная речь дошкольников.
Предмет исследования – особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Определить научно-методические подходы к изучению и преодолению нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
2. Рассмотреть методики выявления нарушений связного высказывания у дошкольников.
Методы исследования: аналитический обзор теоретических и методологических источников по проблеме исследования; сравнение; обобщение.
1. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В.Венедиктова и др. – СПб.: Речь, 2001. – 117 с.
2. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормальной речью [Текст] / Л.И. Белякова, О.Н.Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, З.З.Фигередо // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991. – С.72-88.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
4. Воробьева, В.К. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи [Текст] / В.К. Воробьева // Дефектология. – 1990. – №4. – С.40-47.
5. Выготский Л.С. Психология [Текст] / Л.С.Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н.Гвоздев. – М.: Просвещение, 1961. – 365 с.
7. Глухов, В.П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов // Дефектология. – 1986. – №6. – С.16-20.
8. Глухов, В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием: Учебно-метод. пособие для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / В.П. Глухов. – М.: Грааль, 2001. – 232 с.
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
10. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие [Текст] / О.Е.Грибова – М.: Айрис-пресс, 2008. – 91 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда [Текст] / Л.Н.Ефименкова. – 4-е изд., перераб. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 112 с.
12. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие [Текст] / Н.С.Жукова. – М.: Соц.-полит, журн., 2004. – 96 с.
13. Иншакова, О.Б. Логопедическое обследование [Текст] / О.Б.Иншакова. – М., 1999. – 151 с.
14. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда [Текст] / Г.А.Каше. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.
15. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: Учеб. пособие для студентов пед.вузов по специальности «Логопедия» [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркуша. – М.: Ин-т общегуманит. исслед.: Секачев, 2002. – 128 с.
16. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А.Леонтьев. – М.: Просвещение, 1999. – 214 с.
17. Лурия А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р.Лурия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416 с.
18. Львов М.Р. Основы теории речи [Текст] / М.Р.Львов. – М.: Академия, 2000. – 248 с.
Всего 31 источник литературы