Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы выявления дислексии у учащихся общеобразовательной школы
1.1 Анализ симптоматики разных форм дислексии у учащихся общеобразовательной школы
1.2 Коррекционно-педагогические основы нарушения чтения у учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы
Глава 2 Констатирующий эксперимент по выявлению симптоматики нарушения чтения у учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы
2.1 Обоснование и описание диагностической методики
2.2 Проявление дислексии у учащихся общеобразовательной школы по результатам констатирующего исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение все возрастает в условиях существующей системы образования, предполагающей развитие дифференциации и индивидуализации обучения и увеличение удельного веса самообразования школьников. В этих обстоятельствах особенно важно умение правильно использовать чтение как средство получения новых знаний. Между тем известно, что не все дети одинаково овладевают навыком чтения на уровне требований школьной программы и в установленные сроки. По данным НИИ возрастной физиологии РАО до 40% детей заканчивают начальную школу с трудностями обучения.
Несмотря на актуальность проблемы и необходимость ее решения, до настоящего времени в логопедии недостаточно разработан практический аспект выявления симптоматики нарушения чтения у учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования – методы диагностики симптоматики нарушения чтения у учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы.
Цель исследования – провести экспериментальное исследование особенностей симптоматики нарушения чтения у учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
1. Провести обзор литературы по теме курсового исследования.
2. Раскрыть понятие, механизм и симптоматику дислексии.
3. Провести анализ подходов и методик к выявлению дислексии.
4. Подобрать методики диагностики дислексии у учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы.
5. Провести констатирующий эксперимент по выявлению симптоматики нарушения чтения у учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы.
6. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.
1. Алтухова, Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. / Т. А. Алтухова. – Белгород: Акса, 2008. – 164 с.
2. Бугрименко, Е. А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. – М.: Новая школа, 1993. – 80 с.
3. Вартапетова, Г. М. Некоторые причины возникновения трудностей освоением навыка чтения и письма у первых классов Новосибирских школ / Г.М. Вартапетова // Сибирский учитель. – 2002. – №1. – С.17-19.
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. – М.: Учпедгиз, 1961. – 365 с.
5. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие / О.Е.Грибова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 175 с.
6. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
7. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. – М.: Просвещение, 1958. – 198 с.
8. Егоров, Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению. / Т. Г. Егоров. – М.: Педагогика, 1953. – 164 с.
9. Жаренкова, Г. И. Выявление недостатков речи у детей. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. / Г. И. Жаренкова; под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1965. – С.15-24.
10. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста. / В. В. Ковалев – М.: Медицина, 1979. – 282 с.
11. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей./А.Н. Корнев – СПб: Мим, 1997. – 286 с.
12. Корнев, А. Н. О двух вариантах дислексий у детей / А. Н. Корнев, К. Д. Ефремов // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. – Л.: Наука, 1985. – С.35-39
13. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. / А.Н. Корнев. – СПб: Гиппократ, 1995. – 234 с
14. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. / А. Н. Корнев – М., Айрис-пресс, 2006. – 98 с.
15. Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности / под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1983. – 275 с.
16. Кобзарева, Л. Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методической пособие для психологов, учителей классов коррекционно-развивающего обучения, логопедов и методистов по КРО / Л. Г. Кобзарева, Т. И. Кузьмина. – Воронеж: Творческий центр «Учитель», 2000. – 64 с.
17. Костенкова, Ю. А. Методические рекомендации к обучению чтения учащихся коррекционно-развивающих классов / Ю. А. Костенкова. // Дефектология. – 1998. – №3. – С.29-30.
18. .Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – СПб: Речь, 2003. – 196 с.
Всего 28 источников литературы