ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1. Развитие ребенка при нарушениях слухового анализатора как теоретическая проблема
1.2. Особенности речевого развития детей с нарушением слуха
1.3. Звукопроизношение у детей с нарушением слуха
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
2.1. Обучение речи детей с нарушением слуха
2.2. Методы обучения произношению детей с нарушением слуха
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА БАЗЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА № 12 II ВИДА
3.1. Организация и методы исследования
3.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
3.2. Организация уроков чтения, направленных на формирование звукопроизношения
3.4. Эффективность формирования звукопроизношения школьников с нарушением слуха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями в развитии – около 10%. Имеются в виду такие существенные отклонения, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь – родителей, требуют комплексного вмешательства специалистов – врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопрос о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях (детских садах и школах) или классах, а в отдельных случаях и индивидуально в домашних условиях или специальных интернатах.
Цель исследования – изучить особенности формирования звукопроизношения школьников с нарушением слуха в процессе уроков чтения.
Объект исследования – звукопроизношение школьников с нарушением слуха.
Предмет исследования – средства и методы формирования звукопроизношения школьников с нарушением слуха в процессе уроков чтения.
Для достижения указанной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Рассмотреть развитие ребенка при нарушениях слухового анализатора.
2. Выявить особенности речевого развития школьников с нарушением слуха.
3. Провести исследование особенностей звукопроизношения школьников с нарушением слуха на базе МАОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 12 II вида.
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; тестирование; наблюдение; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в выявлении форм и методов формирования звукопроизношения школьников с нарушениями слуха на уроках чтения.
1. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М., 2003. – 284 с.
2. Власова, Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка / Т.А. Власова. – М, 2004. – 153 с.
3. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. – М., 1986. – Т.2 – 396 с.
4. Выготский, Л.С. Принципы социального воспитания глухонемых детей / Л.С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. – М., 1986. – Т. 5. – 496 с.
5. Гребенников, И.В. Семья: воспитательные возможности / И.В. Гребенников. – М.: Знание, 2005. – 225 с.
6. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А.В. Запорожец // Принцип развития в психологии. – М., 2008. – 186 с.
7. Исенина, Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / Е.И. Исенина. – М., 2009. – 164 с.
8. Королева, И.В. Введение в аудиологию и слухопротезирование / И.В. Королева. – СПб.: КАРО, 2012. – 400 с.
9. Королева, И.В. Дети с нарушениями слуха: книга для родителей и педагогов / И.В. Королева, П.А. Янн. – СПб.: КАРО, 2011. – 240 с.
10. Коррекционно-воспитательная работа с детьми при глубоких нарушениях зрения и слуха / Сб.науч.тр.; под ред. В.Н.Чулкова, 2006. – 54 с.
11. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / под ред. Л.П. Носковой. – М., 1989. – 241 с.
12. Леонгард Э.И. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард: монография / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. – М.: Теревинф, 2012. – 144 с.
13. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей / Н.Г. Морозова. – М, 2009. – 188 с.
14. Обухова, Т.И. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка /Т.И.Обухова // Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой. – М., 2003. – 23 с.
15. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева // Методическое пособие. – М., 2003. – 312 с.
16. Речицкая, Е.Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха: монография / Е.Г. Речицкая. – М.: Прометей. МПГУ, 2011. – 188 с.
17. Розанова, Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста /Т.В.Розанова // Дефектология. – 2007. – № 4. – С. 8.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 2000 – 574 с.
19. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. – 2001. – 271 с.
20. Синяк, В.А. Особенности психического развития глухого ребенка /В.А. Синяк, В.В. Нудельман. – М., 2005. – 177 с.
21. Студенте, А.Я. Об изучении воспитательного потенциала семьи. – В сб.: Воспитательные возможности семьи / под ред. А.М. Низовой. – М.: Просвещение, 2001. – 251 с.
22. Тигранова, Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей / Л.И. Тигранова. – М., 2008. – 163 с.
23. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания / В.В. Чечет //Учеб. пособие. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 238 с.
24. Эльконин, Д.Б. Детская психология/ Д.Б. Эльконин. – М. – 2000. – 429 с.