Введение
1. Теоретический аспект преподавания традиционной русской народной куклы в свете художественного образования младших школьников
1.1. Художественно-эстетическое образование и воспитание младших школьников средствами народной куклы
1.2. Специфика преподавания традиционной русской народной куклы
2. Разработка программы преподавания традиционной русской народной куклы для младших школьников
2.1. Обоснование программы занятий по народной кукле
2.2. Перспективное планирование преподавания народной куклы
Заключение
Список литературы
Приложение
В условиях преобладающего сегодня отношения к художественной культуре соответствующий цикл школьных дисциплин неизбежно оказывается на третьем плане: и по статусу учителей, и по отводимому на него времени, и с точки зрения заботы о его оснащенности, о действительном, а не номинальном присутствии в конкретной школе, и по отношению к нему всех участников и руководителей образовательного процесса.
Общеизвестно, что школьное образование строится почти исключительно на освоении отвлеченных понятий, схем, условных знаков, числовых отношений и т.д. И, вопреки возрастным особенностям детей младшего школьного возраста, игнорирует и обесценивает как нечто «несущественное» непосредственный чувственный опыт ребенка.
Такое однобокое развитие крайне обедняет сенсорную сферу ребенка, его непосредственную связь с окружающим миром, чуткость и восприимчивость по отношению к нему и вызывает обоснованное беспокойство вдумчивых педагогов и медицинских работников.
Цель данной работы – изучить методику преподавания традиционной русской народной куклы в свете художественного образования младших школьников.
Объект исследования – традиционная русская народная кукла.
Предмет исследования – методика преподавания традиционной русской народной куклы в свете художественного образования младших школьников.
Задачи:
- рассмотреть художественно-эстетическое образование и воспитание младших школьников средствами народной куклы;
- изучить специфику преподавания традиционной русской народной куклы;
- разработать программу преподавания традиционной русской народной куклы для младших школьников.
1. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках – М.: Легпромбытиздат, 1993. – 192 с.: ил.
2. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 192 с., ил.
3. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла: Культура, традиция, технология / Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн. – М.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.
4. Изобразительное искусство и художественный труд: программа и тематическое планирование / Т.Я.Шпикалова [и др.]. – М.: Просвещение, 2008. – 92 с.
5. История тряпичной куклы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://menu.spb.ru/articles/pub.phtml?n=183
6. Князева О.Л., Маханева М.Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб, 1999. – 212 с.
7. Макарова Н.В. Традиционная лоскутная кукла и этнохудожественное образование младших школьников // До и после. – 2009. – №9
8. Мелик-Пашаев А. О состоянии и возможностях художественного образования // Искусство. – 2008. – №1
9. Ребекка Р. Фьюэлл, Патриция Ф. Вэдэзи Обучение через игру: руководство для педагогов и родителей (перевод с англ. Л.А.Чистович, Е.В.Кожевниковой) – СПб.: ИРАВ, 2008. – 315 с.
10. Уроки мастера // Народное творчество. –2005. – № 5