ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
1.1 Понятие и сущность проблемного обучения
1.2 Роль использования проблемного обучения на уроках
1.3 Технология и элементы проблемно-диалогического обучения
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК БАЗОВОЙ МОДЕЛИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
2.1 Проблемное обучение как базовая модель в современном профессиональном образовании
2.2 План-конспект урока с использованием проблемного обучения по дисциплине «Экономика организации»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Проблемное обучение предполагает организацию учебного процесса направленного на создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками; развитие мыслительных способностей. При этом технология организации проблемного обучения предусматривает осмысление характера затруднения. Учащийся должен понять, что при решении конкретной задачи ему не хватает уже имеющихся знаний, тогда и возникает потребность в поиске новых путей и способов действий.
Проблеме исследования посвящены труды таких авторов как О.М. Воронина, А.А. Кощукова, Е.Л. Мельникова, Ю.М. Солодкова, Е.А. Трошкова и др.
Объект исследования – проблемное обучение в современной школе и СПО.
Предмет исследования – особенности разработки занятия с применением технологии проблемного обучения.
Цель данной работы – изучить особенности разработки занятия с применением технологии проблемного обучения по дисциплине «Экономика организации».
Гипотеза исследования: проблемное обучение является одним из наиболее эффективных методов обучения, который позволяет мотивировать обучающихся на самостоятельный поиск информации, активизировать их мышление, научить самостоятельно видеть проблему, формулировать ее, и главное – находить пути ее решения.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность проблемного обучения;
- выявить роль проблемного обучения в школе;
- раскрыть методические аспекты использования метода проблемного обучения;
- разработать конспект занятия с применением технологии проблемного обучения по дисциплине «Экономика организации».
Методами исследования, используемыми в работе, являются: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, синтез, цитирование, классификация, сравнение, обобщение, систематизация знаний по поставленной проблеме исследования.
Работа состоит из введения, двух глав: теоретической и методической, заключения и библиографического списка.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 132 с.
2. Алиева Р.Р. Реализация проблемного обучения на уроках математики в школе // В сборнике: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы Научно-практической конференции (заочной) с международным участием. – Редколлегия: ответственный редактор А.Ю. Нагорнова, А.Н. Ярыгин, А.А. Коростелев, И.В. Руденко. 2013. – С. 215-218.
3. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в школе: учебное пособие. – Калининград, 2015. – 388 с.
4. Булгаков Е.Н., Пеньков С.В. Мотивация изучения истории России учащимися города Железногорска Курской области // Антропологические и психолого-педагогические аспекты обучения и воспитания. Материалы Международной научной конференции. – Под редакцией Зимина О.А.. 2016. – С. 20-23.
5. Быкова И.В. Использование проблемного обучения в школе // В сборнике: Вестник Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина – Елец, 2015. – С. 164-167.
6. Варварина О.Н. Проблемное обучение в школе // В сборнике: Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи сборник материалов 10-ой международной научно-практической конференции. 2015. – С. 51-52.
7. Воронина О.М. Применение технологии проблемного обучения в школе // В сборнике: Преемственность многоуровневого образования: педагогические и воспитательные технологии: Материалы Международной научно-методической конференции. Жулина Е. Г. (ответственный редактор). 2012. – С. 15-19.
8. Гибалова Н.В., Ржеко В.А. Использование проблемного обучения в процессе обучения математике // В сборнике: Инновации в технологиях и образовании Сборник статей участников VIII Международной научно-практической конференции: в 5 частях. 2015. – С. 96-100.
9. Дементьева В.А. Что такое проблемное обучение на уроках? // В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. – С. 41-45.
10. Евстигнеева М.С. Использование элементов проблемного обучения в школе // В сборнике: УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КУЛЬТУРА И НАУКА Материалы Международного молодежного научного форума. – Ответственный редактор А.П. Шмакова. 2012. – С. 271-275.
11. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2016. – 435 с.
12. Кирюхина З.В., Эрдниева С.Э. Проблемное обучение в школе // В сборнике: Новые технологии в образовании Материалы XVI Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2014. – С. 37-40.
13. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие для вузов. – М.: Айрис - пресс, 2016. – 287 с.
14. Кощукова А.А. Проблемное обучение в школе // В книге: Развитие человека: философские и психолого-педагогические аспекты Белгородский центр развития резервных способностей человека – Под редакцией О.А. Зимина. 2016. – С. 52-54.
15. Мальцева Е.В., Ягодарова О.Л. Использование элементов проблемного обучения на уроках математики в школе // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2015. – № 8. – С. 159-163.
16. Махмутов М.И. Современный урок и пути его реализации. – М.: Просвещение, 2015. – 487 с.
Всего 26 источников литературы