Введение
Глава 1. Детско-родительские отношения как объект психологического исследования
1.1 Понятие детско-родительских отношений
1.2 Подходы к классификации детско-родительских отношений
Глава 2. Проблема взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей младшего школьного возраста как предмет психологического анализа
2.1 Понятие самооценки личности
2.2 Особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте
2.3 Вопросы взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей младшего школьного возраста в психологических исследованиях
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей младшего школьного возраста
3.1 Организация исследования
3.2 Методики исследования
3.3 Анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Гипотеза: существует взаимосвязь между характером детско-родительских отношений и самооценкой ребенка в младшем школьном возрасте:
− авторитарные и либеральные детско-родительские отношения связаны с искажением самооценки ребенка (снижению или неадекватному завышению);
− демократические детско-родительские отношения связаны с адекватной самооценкой ребенка младшего школьного возраста.
Цель: исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и классификации детско-родительских отношений.
2. Рассмотреть понятие самооценки личности.
3. Охарактеризовать особенности развития самооценки в младшем школьном возрасте.
4. Проанализировать проблему взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей младшего школьного возраста в психологических исследованиях.
5. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей младшего школьного возраста.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
− анализ литературы;
− тестирование;
− количественный анализ;
− качественный анализ;
− статистический анализ.
Теоретической базой работы выступили исследования зарубежных и отечественных авторов, в частности, Р.Лэйнга, Н.В. Бордовской, Г.И. Гурджиева, В.В. Столина, Д. Баумринд, А.Е. Личко, И.А. Фурмановой, А.Я. Варги.
Эмпирическая база исследования: исследование было проведено на базе СОШ № … г. Новосибирска в период с … по … 2015 г. В исследовании приняли участие 60 испытуемых, из них:
− дети младшего школьного возраста – 30 чел., учащиеся 2 классов общеобразовательной школы в возрасте от 8 до 9 лет, из них 12 мальчиков и 18 девочек;
− родители, согласившиеся принять участие в исследовании – 30 чел., в возрасте от 28 до 42 лет, из них 19 матерей и 11 отцов.
Структура работы включает введение, две теоретические и одну практическую главы, заключение, список литературы и приложения.
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. – СПб., Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
2. Ананьев Б. Г., Психология педагогической оценки. – М., 1995. – 380 с.
3. Ананьев Б.Г. К постановке проблем детского самосознания // Психология образования. – М., №18, 1998. – С.11-15
4. Андрущенко Т.Ю. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса // Семейная психология и семейная терапия. – 1998. – № 3 – С. 48-59
5. Архиреева Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. – 158 с.
6. Безруких М.М., Фабер Д.А. Психофизиология. Словарь // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М., ПЕР СЭ, 2006. – 128 с.
7. Белякова Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников (Систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению) : Дис. ... канд. психол. наук. – Томск, 1999. – 171 c.
8. Божович Л.И Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., Просвещение, 2006. – 446 с.
9. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., Просвещение, 1998. – 198 с.
10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Питер,2000. – 304 с.
11. Варга А.Я. Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. – №1. – С.11-18
12. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1998. – 198 с.
13. Давыдова Ю.В. Как помочь ребенку стать смелым и уверенным. – М., Эксмо, 2008. – 380 с.
14. Ершова Ю.С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребенка. Дисс.канд.психол.наук. – Ярославль, 2007. – 175 с.
15. Жамгоцева И.А. Формирование коммуникативной культуры учащихся в образовательной среде школы. Дисс.... канд.пед.наук. – Ростов-на-Дону, 2010. – 188 с.
16. Жданова Л.А., Русова Т.В., Сорокина А.В., Селезнева Е.В. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям. – Иваново, 2000. – 52 с.
17. Зак А. З. Диагностика основных компонентов творческого мышления//Психодиагностика и школа // Тезисы симпозиума. – Таллин,1990, с.106-108
18. Захарова А.В. Генезис самооценки: Автореф. докт. дис. – М., 1989. – 120 с.
19. Захарова, А.В., Боцманова, М.Э. Роль рефлексии в развитии личности // Психическое развитие младших школьников. – М., Педагогика, 1990. – С. 145-159
20. Зиновьева М.В. Влияние стиля воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста. Дис. ... канд. психол. наук. – М., 2001. – 180 с.
21. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с.
22. Киселев А. Ф. Организация обучения в первом классе // «Обруч». – 2001 – №2. – С.7
23. Ковалева Е. Сопровождение социально-психологической адаптации первоклассников к школе как одно из эффективных условий ее протекания // Открытый урок / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/100468/
24. Коган А.Ф. Состав личности и некоторые ее свойства в контексте ситуационного анализа. – М., Психология, 2003. – 380 с.
25. Кокоренко В.Л. Полоролевая, возрастная идентификация и система самооценок у подростков с отдельными вариантами нарушений психического развития: Дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 2006. – 247 с.
26. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. – М.. Логос, 2007. – 196 с.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования 5-е изд. – М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.
28. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. – 146 с.
Всего 57 источников литературы