Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
1.1. Психологические особенности подросткового периода
1.2. Физиологическое развитие подростка
1.3. Проблемы нравственного развития личности
Глава 2. Взаимоотношения подростков
2.1. Особенности социальной адаптации подростка
2.2. Индивидуальные и общественные интересы в подростковом периоде
2.3. Социализация подростков
2.4. Влияние социума на развитие подростка
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема развития личности была актуальна во все времена и для всех поколений. Наиболее важным с точки зрения адаптации человека в социуме является подростковый период. Весь подростковый период характеризуется поиском своего внутреннего "Я", формированием собственных представлений об окружающем мире, повышенной потребностью в свободе выбора, самостоятельностью. Именно эту возрастную категорию мы рассмотрим в данном исследовании.
Теоретическое исследование по темы работы.
Анализ поведения подростков позволяет связать определённые эмоциональные и личностные отклонения с взаимоотношениями, с положением человека в контактной группе и более широкой социальной среде (Арутюнян М. (2013); Выготский Л.С. (1997); Горлова А.Ю. (2012); Борисов С.Б. (2011); Фокина А.В. (2011); Эльконин Д.Б. (2012); Дербенёв Д.П. (1998); Крайг Г. (2000); Дуаз В. (2000).
Однако в исследованиях личности принцип учета среды зачастую имеет лишь декларативный характер. Расширение круга психологических исследований привело к необходимости рассмотрения личности не только в контексте общественных процессов, но и в контексте естественных социальных ситуаций, в которых функционирует личность (Буркова, В.Н., Тименчик В.М., 2010).
Гипотеза: подростковый возраст является наиболее уязвимым с точки зрения социальной адаптации. Положение подростка в социуме напрямую зависит от его самооценки и самоидентификации.
Методологические основы исследования составили труды ведущих психологов А.А. Матулениса, Б.И. Переведенцева, Н.С. Слепцова, М.Х. Титмы, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкина, Л.А. Аза, В.Г. Васильева, Н.Ф. Головатого, В.Т. Лисовского, Г.С. Степановой, Н.М. Трофимовой, Л.С. Щенникова, Э.Н.Фаустова и др.
Методы исследования.
В исследовании были использованы эмпирические, экспериментальные и статистические методы. В группу эмпирических и экспериментальных методов вошли классические диагностические методики (16-факторный личностный опросник Кэттелла, методика на определение уровня самооценки Дембо-Рубинштейн, социометрия; «Тест на самооценку» Б.А. Сосновского); методика С. Бем для определения психологического пола личности (BSRI), метод опроса, метод Амтхауэра и сравнительный метод собственных представлений о себе с представлениями окружающих. Из статистических методов использованы метод обнаружения ранговой корреляции Спирмена, метод сравнения статистических данных о социальном окружении подростка и метод выявления корреляции Пирсона (описание использованных методик прилагается).
Основное противоречие.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Вместе с тем, как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Это обусловлено тем, что каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры.
Проблема.
Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются разрушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.
Целью данного исследования является выявление степени влияния группы ровесников на развитие самоидентичности подростка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить психологические и физические особенности развития подростков;
- охарактеризовать нравственное развитие личности в подростковом периоде;
- выявить психологические особенности социализации подростков;
- проследить процесс гендерной социализации подростка;
- определить степень влияния социума на формирование личностных интересов в подростковом периоде.
Объектом исследования являются ученики девятого и одиннадцатого классов (приложение 1).
Предметом исследования являются психологические особенности социализации современных подростков.
Обработка информации проводилась переводом из сырых оценок в стандартные, по шкалам, подсчетом среднего арифметического и по ключам.
Новизна исследования: отслежен процесс гендерной социализации подростка и ее следствие - рождение гендерной идентичности личности.
Практическая значимость. Важная роль практической части исследования отводилась анализу полученных в ходе тестирования данных, которые имели своей целью отражение внутренних и внешних параметров начинающегося процесса развития личности в подростковом возрасте.