ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития и изучения связной речи дошкольников
1.2 Особенности изучения и диагностики связной речи у детей 5-6 лет
2. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ УРОВНЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
2.1 Обоснование методов и методик психолого-педагогического обследования
2.2 Описание результатов психолого-педагогического обследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что развитие форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
Формирование связной речи у детей в онтогенезе изначально сложный процесс, который многократно усложняется. У детей отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для пересказа и рассказа характерны: нарушение связности и последовательности изложения текста, смысловые пропуски в нем, выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи, низкий уровень построения фразы. Вторичные отклонения в развитии психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Цель исследования: выявить влияние дидактических игр на развитие связной речи у детей 5-6 лет.
Задачи исследования:
1. Определить и изучить теоретические подходы к проблеме развития связной речи детей 5-6 лет.
2. Осветить особенности диагностики и изучения уровня развития связной речи.
3. Подобрать методики и осуществить диагностику, направленную на изучение связной речи детей 5-6 лет.
4. Выявить результативность проведенной работы.
Методологической основой исследования являются:
- теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин);
- теории, раскрывающие закономерности организаций текста (И.Г. Гальперин, А.А. Леонтьев, Н.Н. Жинкин, Т.Н. Ушакова и др.);
- теория развития воображения и творческого мышления (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А. Страунинг, Г. Альтшуллер и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение за детьми, диагностика.
1. Агафонова, Е.В. Роль творческого рассказывания в развитии связной речи детей [Текст] / Е. В. Агафонова // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 14 окт. 2013 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. - С. 122-125.
2. Айзман, Р.И. Подготовка ребёнка к школе [Текст] / Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова.- М.: Наука, 2011. – 432 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. Пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2012. – 436 с.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: Книга для воспитателей детского сада /А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 587 с.
5. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2010. – 213 с.
6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: Учеб. Пособие /А.М.Бородич. - М.: Просвещение, 2011. – 482 с.
7. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А. Волкова.- М.: Просвещение, 2015. – 587 с.
8. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]: Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2011. – Т.1., 845 с.
10. Гамезо, М.В. Психология [Текст] / М.В.Гамезо, И.А.Домашенко.- М., Просвещение, 2011. – 385 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н.Гвоздев, Г.А.Фомичева,О.С.Ушакова.- М., 2011. – 583 с.
12. Герасимова, А.С. Малыш учится говорить. От «агу» до монолога. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 319 с.
13. Гербова, В.И. Развитие речи на занятиях с использование сюжетных картинок [Текст]: Дошкольное воспитание / В.И. Гербова. - М., 2012. – 332 с.
14. Глухов, В.П. Методика формирования монологической речи дошкольников [Текст] / В.П.Глухов.- М., АРКТИ, 2011
15. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию монологической речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] :Дефектология / В.П.Глухов.- М.,2011
16. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] /А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева.- М.,Флинта,2013
17. Горева Е.В. Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса у дошкольников. Сборники конференций «Социосфера. № 14. 2012. С. 202 – 203.
18. Давидович Л., Резниченко Т. Если ребенок не говорит //Дошкольное воспитание.- 2002.-№10.-С.102-109
19. Детская речь [Текст] /Под ред. Н.А.Рыбникова.- М., Просвещение, 2012
20. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н.Ефименкова.- М., 2013
21. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык, речь [Текст]: Нарушение речи у дошкольников / Н.И.Жинкин.-М., 2011
Всего 40 источников лиетературы