Введение
1. Духовно-культурное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами хореографического искусства
1.1. Сущность духовно-культурного развития
1.2. Духовно-культурное развитие дошкольника
1.3. Хореографическое искусство как средство духовно-культурного развития дошкольников
2. Эмпирическое исследование духовно-культурного развития старших дошкольников посредством хореографического искусства
2.1. Исследование духовно-культурного развития детей старшего дошкольного возраста
2.2. Организация хореографических занятий, направленных на духовно-культурное развитие
2.3. Эффективность духовно-культурного развития посредством хореографического искусства
Заключение
Список литературы
Изучение различных аспектов хореографии подтверждает ее многофункциональные возможности и целесообразность применения в системе воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
В нормативных документах определяется содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста, который направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии дошкольников.
Дошкольное образование, являясь первоосновной социокультурного становления личности ребенка, в состав содержательной стороны жизнедеятельности детей включает искусство, как базовый компонент образовательного процесса, направленный на формирование эстетических чувств ребенка к реальному миру и предусматривает художественно-практическую и творческую деятельность детей в этой области. Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хореография.
Особую значимость для становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста приобретает интеграция различных направлений хореографического искусства: классического, народного, бального и современного танцев.
Цель данной работы – проанализировать влияние хореографического танца на духовно-культурное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – духовно-культурное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – хореографические занятия как средство духовно-культурного развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: предполагается, что духовно-культурное развития детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при использовании хореографического искусства.
Задачи:
1. Проанализировать сущность духовно-культурного развития дошкольников.
2. Изучить хореографическое искусство как средство духовно-культурного развития дошкольников.
3. Провести исследование, направленное на изучение эффективности духовно-культурного развития посредством хореографического искусства.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; сравнение; обобщение; тестирование; педагогический эксперимент.
1. Волков Г.Н. Три лика культуры. – М.: Молодая гвардия. – 1986. – 92 с.
2. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко. – Ростов н/Д: Изд-во РГПУ. – 2003. – 510 с.
3. Захарова Л.М. Педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества: автореф. дисс. канд пед наук. Санкт-Петербург. – 2008. – 23 с.
4. Зенкова Л.Г. Культурное воспитание дошкольников в дополнительном образовании // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 5. – С. 29-32.
5. Комарова И.А., Прокофьева О.О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 3. – С. 161-164.
6. Пуртова Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – 2003. – 256 с.
7. Рерих Н.К. Врата в будущее. – Рига: Виеда. – 1991. – 156 с.
8. Солопова Н.Х. Об интегрированном подходе к музыкально-эстетическому воспитанию старших дошкольников // Культурная жизнь Юга России. – 2009. – № 1. – С. 143-145.
9. Фадеева Т.В., Минияров В.М. Современные психолого-педагогические условия психологической адаптации детей старшего дошкольного возраста к поликультурной среде // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – № 4. – С. 176-184.
10. Филинкова Н.А. Формирование у дошкольников эстетического отношения к окружающему мира на основе интеграции различных видов искусств // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №6. – С.309.
11. Чумичева Р.М. Культурная событийность в воспитательном процессе вуза // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России: материалы конф. – Ростов н/Д: РГПУ. – 2004. – 192 с.
12. Эйдельман Л.Н. Хореография и классический танец в физическом воспитании дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 109. – С. 140-144.
13. Юнусова Е.Б. Педагогические условия становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 8. – С. 162-174.