Введение
1 Перцептивная сторона общения в системе деловых отношений
1.1 Сущность общения: его функции, стороны, виды и формы
1.2 Перцептивный аспект общения
2 Эмпирическое исследование социально-перцептивной компетенции сотрудников ООО «Комус»
2.1 Методические основы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации по повышению перцептивной компетентности
Заключение
Библиография
Приложения
Актуальность исследования.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Весьма часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция». Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.
Объект исследования – деловое общение.
Предмет исследования – перцептивная компетентность.
Цель исследования состоит в определении значимости перцептивной стороны общения в системе деловых отношений и выработке рекомендаций по повышению перцептивной компетентности.
Задачи исследования:
1. Разработать методические основы исследования перцептивного аспекта общения;
2. Выявить перцептивную компетентность операторов-консультантов и сотрудников по сбору задолженностей;
3. Проанализировать полученные результаты;
4. Представить рекомендации по повышению перцептивной компетентности.
Новизна исследования состоит в том, что на основании его можно определить новые перспективы изучения таких проблем, как влияние уровня развития социально-перцептивной компетентности на стили общения работников различных профессий.
1. Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины» (психология и этика российско-американского делового партнерства). – М.: Дело ЛТД, 2004.
2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Минск: Новое знание, 2009.
3. Ботторф Дин Л. Управление этикой деловых отношений // Европейское качество. – 2005. – № 1. – С. 50-56.
4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М.: Смысл, 2009.
5. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М.: Ось-89, 2006.
6. Лебедев М.М. Вам предстоят переговоры. – М.: Экономика, 2003.
7. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – М.: Эксмо, 2002.
8. Маккей Х. Как уцелеть среди акул. – М.: Экономика, 2002.
9. Майерс Дэвид. Социальная психология. – СПб.: Прайм. – ЕВРОЗНАК, 2010.
10. Малая энциклопедия этикета. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2011.
11. Методы практической психологии общения. – Л.: ЛГТУ, 2000.
12. Минго Дж. Секреты успеха великих компаний. – СПб.: Питер, 2005.
13. Митрошенков О.А. Эффективные переговоры. Практическое пособие для деловых людей. – М.: Весь мир, 2010.
14. Нергеш Я. Поле битвы – стол переговоров. – М.: Международные отношения, 2009.
Всего 30 источников